Аннотация: изучение речевой агрессии в современном молодёжном сленге, дать определение сленгу и речевой агрессии, выделить причины возникновения сленга и речевой агрессии в общении молодого поколения. Актуальность данной темы заключается в том, что современный молодежный сленг - это живая развивающаяся система; в активном применении сленга студентами ЛНУ имени Т. Г. Шевченко. В коммуникативной среде студенты нарушают культуру речи, используя сленг, как средство доминирования над собеседником. Результаты и материалы работы могут быть полезны в преподавании курсов «Лексикология», «Языкознание», «Культура речи». Новшество нашей работы заключается систематизации и конкретизации концепции исследования лексики молодежи.
Ключевые слова: речь, общеупотребительная лексика, неформальный язык, молодёжный сленг, речевая агрессия.
Речь – это в первую очередь воплощение и реализация языка, конкретизация всего, что есть в нем. Она индивидуальна и разнообразна. Речь – это зеркало всего богатства языка, но, как говорится, «в бочке мёда есть ложка дёгтя». Абсолютно каждый язык имеет такие слова и выражение, которые обычно не используются в классической художественной литературе, в публичных выступлениях, речах людей науки и политики, но их можно встретить в молодёжном кинематографе, современной литературе, на просторах интернета и особенно в текстах песен. Речь пойдёт не об обсценной лексике, а о молодёжном сленге, самой «безобидной» нише неформального, в первую очередь, русского языка.
В настоящее время, в век информационной и коммуникативной свободы, проблема использования сленга в речи молодёжи весьма популярна. Ведь ежедневно миллионы людей обмениваются информацией, впечатлениями, своими мыслями и чувствами. Однако сленг, используемый молодёжью, является угрозой для литературного языка, т. к. эти «безобидные» на первый взгляд слова и целые выражения вытесняют из нашей повседневной речи художественный язык, общепринятые выражения. И что самое страшное, что мы этого даже не замечаем и начинаем считать это нормой.
В коммуникативной среде студенты, сами того порой не замечая, использую сленг для того, чтоб воздействовать на собеседника, начать над ним доминировать, вместо культурного общепринятого языка. Обычно данная речь сопровождается грубостью. Дерзость при общении может проявляться как в тоне, но и в первую очередь в содержательности самого высказывания, которые выражается использованиями слов и выражения, которые можно отнести к сленгу. Поэтому проблемы молодежного сленга – это одна из самых актуальных тем в наше время.
Ряд не общепринятых слов молодёжь XXI века принимает как общеупотребительные, но порой, к сожалению, молодое поколение даже не подозревает, что многие их «свои словечки» произошли из блатного языка. Многие, используя слова: «косяк» (вина), «стыбзить» (украсть), «базарить» (говорить), «шмонать» (производить обыск), «калич» (частый гость госпиталя часто по выдуманным болезней), даже не могу заменить их синонимами, ведь считают их «обычными словами», которые нельзя выразить иначе [4]. Многие учёные умы уверены, что жаргон (сленг) отучает человека самостоятельно мыслить, убивает думу. Эта мысль проходит через работы Д. С. Лихачёва и Л. И. Скворцова («Экология слова», или «Поговорим о культуре русской речи») [6, с.189].
К сожалению, сленг поработил речь молодёжи, став неотъемлемой частью общения подростков ещё в конце прошлого века. А в настоящий момент молодое поколение не может отличить слова, принадлежащие к сленговой категории языка, и литературный язык. За это время сленг на столько укоренился в нашей речи, что некоторые относят его к общепринятому. В этом и заключается проблема нашего языкового времени: порабощение сленгом речи современных подростков.
Всем известно, что сленг – это не новое, не неизученное, появившееся вчера явление. Но перед тем как углубиться в историю и причины возникновения сленга, мы обратимся к словарям для толкования слова «Сленг».
«Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С.А.Кузнецова толкует так данное слово:
СЛЕНГ [лэ], -а; м. [англ. slang] 1. Речь социально или профессионально обособленной группы; жаргон. 2. Элементы речи, не совпадающие с нормой литературного языка (обычно экспрессивно окрашенные) [3].
Также мы обратились к Большому энциклопедическому словарю, который истолковал слово «сленг» как тоже самое, что и жаргон, а также, что это некий вариант разговорной речи, который не совпадает с общепринятыми нормами литературного языка [1, с. 162 – 163].
Из статей, которые нам предоставили словари, мы выяснили, что слово «Сленг» перекочевало к нам из английского языка.
С английского языка термин «slang» переводится по-разному, поэтому мы решили вывести общий вид этого определения. Сленг или жаргон – это 1) тот, который относится к сленгу, жаргонный. 2) неформальная речь с разной степенью эмоциональной окрашенности и различным уровнем вежливости. 2.1) оскорблять, поносить. 2.2) распущенный, грубый. А в американском варианте можно встретить даже толкование как «оковы, кандалы» [5, с. 924].
Как правило, такого рода слова и целые выражения имеются в каждом языке, не употребляемые в художественной литературе. Мы имеем в виду сейчас не арготическую лексику (тайный язык), а молодежном сленг, самую «нормативную» сторону неформального языка. Как мы уже выяснили раннее слово «сленг» имеет английские корни. «Лексика воров и бродяг» - это было первое определение, относящееся к сленгу, которое появилось ещё в середине XVIII века. Затем данное явление, начиная с XIX века, применяется в значении «жаргон различных профессиональных групп или социальных классов». На данный момент «сленг» в большей или меньшей мере впитал в себя оба значения. Но зачастую «сленг» противопоставляется общепринятому литературному языку [1, c. 162-163].
В основном можно утверждать, что сленг популярен среди молодого поколения, что в некой степени обусловлено исторически. Молодёжный сленг ‒ наиболее открытая и мобильная концепция в нынешней лингвистике и ее считают особой формой языка. Сленг молодого поколения является орудием общения социума разных возрастов. Считается, что в начале XXI века социальные диалекты начинают активно влиять на общепринятую лексику, что сказывается на печатных изданиях, которые активно начинают использовать стилистически сниженные элементы речи, а также данная явление становится популярным среди молодёжи, достигшим возраста от 12 до 30 лет [2, c. 34].
Молодёжный сленг является неким зеркалом психологического состояния молодёжи, в особенности подростков, её возрастные, статусные особенности. Это и делает именно молодёжный сленг самой подвижной нишей русского языка и языка в целом. Мгновенная изменчивость сленга молодого поколения позволяет отличать его с другими видами. Формирование данной языковой системы происходит за счёт заимствованных слов, которые, в основном, из английского языка.
Несмотря на то, что XXI век наполнен стремительными изменениями в компьютерных технологиях и наша жизнь за счёт этого стала проще, в нашем современном мире наблюдается активный рост враждебности, конфликтов, и экстремизма. Казалось бы, в век новых технологий наша жизнь должна быть радостнее, но прогресс почему-то не привёл к абсолютному взаимопониманию, толерантности между людьми.
Изменчивость и хрупкость нашего мира особо влияет на молодёжь, особенно на подростков, в силу уникальности данного возраста: максимализм, стремление к быстрым принятиям решений. Молодое поколение является активным потребителем кинематографа, комиксов, компьютерных игр, наполненных агрессией, которая и влияет на молодое поколение. Это выражается в виде речевой агрессии, которая чаще всего направлена в сторону сверстников и родителей: обвинение, манипуляция, оскорбления, критика, часто даже весьма жёсткая, ирония и намеки.
В общем речевую агрессию можно определить как жёсткое, одиозное, обидное общение; словесное выражение отрицательных эмоций, чувств или намерений в неформальной речевой форме. Агрессивные намерения скрыто или косвенно выражаются также в жалобах, доносах, сплетнях. Речевая агрессия – это в первую очередь нетерпимость, интолерантность. [7, с. 304].
Подобная враждебность чаще всего проявляется в виде реакции на внешний раздражитель. Ведь в силу своего возраста молодёжь резко реагирует на внешние возбудители. Зачастую на психологический или физический дискомфорт ответной реакцией является именно ругань, словесные придирки друг к другу, различные перипетия, главным предназначением которых является психологическое, эмоциональное удовлетворение, снятие нервного положения и освобождение от негативных чувств и эмоций.
Но также речевая агрессия возникает и как умышленное стремление причинить вред коммуникативному оппоненту (оскорбление, осмеяние, обида) или осуществить какие-то собственные потребности (самооборона, самореализация, самоутверждение).
Исследуя предпосылки распространения сленга в кругу нынешней молодежи, можно прийти к заключению, что основными из них являются:
· современная музыкальная культура («Страницы любви – свайп, свайп / Переверну инсайт / Это не любовь, это просто хайп / I'm leaving you tonight» Ольга Бузова «Swipe»);
· хобби и увлечения молодежи (Скейтбордисты: «асфальтовая болезнь», «вытяжка», «грэб», «дорожка»; рэперов: «база», «голда», «грызло», «крыша» и т.д.);
· интернет, его обширные способности, стремительно развивающиеся компьютерные технологии («Автор жжёт», «Выпей яду», «Превед, Медвед»);
· изучение иностранного языка («свайп», «тренд», «клининг», «хэйтер» и т.д.);
· «болезнь» компьютерными играми («геймер», «девайс», «рулить», «шарить», «сэйв», «скилл» и т.д.);
· потребность молодого поколения в самовыражении и ответном понимании («Не выношу тебя!»; «Ты меня бесишь»; «Быстро все убрала!»; «Свали отсюда!»; «чеши», «канай», «катись», «убирайся», «греби» и «молчать», «заткнись», «заглохни», «засохни»);
· низкая степень воспитания в семье;
· бездумный интерес к средствам массовой информации, которые не менее используют сленг («Хакеры ловят "чайников" на голую Бритни Спирс»; в рекламе по продаже автомобилей ВАЗ: «Заменим ваше корыто на крутую тачку»; реклама «Сникерс»: «Не тормози, сникерсни!»; конфеты «М&Мs»: «Суперупаковка – веселая тусовка!»).
Сейчас мы подробно рассмотрим основные предпосылки распространения сленга:
1. В условиях технологической революции каждое новое явление должно получить свое словесное обозначение, собственное наименование, которое мы приобретаем их чаще всего на английском языке, но данные определения громоздки и не имеют эквивалента в русском языке. Возникает тенденция к сокращению. Например, ноутбук – ноут, компьютер – комп и т.д.
2. Интерес к компьютерным играм также послужил основой для появления новых слов (сленга). В основном компьютерные игры создаются на английском языке и очень часто непрофессиональные пользователи, не обладающие нужным уровнем знания английского языка, поэтому очень часто после неправильного прочтения слов ошибки оседают в речи молодёжи и начинают говорить на выдуманном ими же самими языке. Например, аплоад, аська и т.д.
3. В XXI веке стало модным изучать иностранные языки, которые в мире порой встречаются на каждом шагу, особенно английский. И для того, чтобы лучше запоминать сова и выражения молодое поколение стало употреблять их в своей речи. В языке студентов и окружающих их людей осели такие слова, как «баксы», «дэнс», «юзать», «запостить», «фантастиш» (немец.) и т.д.
После длительного наблюдения за речью студентов я выделила основные слова, относящиеся к сленгу, которые используют мои одногруппники: «зашибись», «фуфло», «истеричка», «шнобель», «изи», «релакснуться», «пролонгирить», «даун», «хавка», «базар», «предки», «комп», «пипец», «задолбал», «клёво», «ништяк», «супер» и т.д.
Ребята боятся выдать собственные эмоции и чувства по той причине, что даже самые раскованные чувствительны и застенчивы. Поэтому сленг ироничен, груб. Но самое важное, что сленг «закрыт» для посторонних, ясен только лишь для избранных. Это очень ценно для молодежи, которой характерны объединения в группы, компании и т. д.
Главное в этом языковом явлении – отход от повседневности, забава, ироничность, маска. Непринужденный и раскованный молодежный сленг старается уйти от унылого мира взрослых, учителей и родителей. Они говорят: Хорошо! А молодежь: Круто! Классно! Клево! Они: Вот незадача! Ребята: Ну и облом, непруха! Они: Это слишком сложно! Молодое поколение: Не грузи меня! Они в восторге, а ребята тащатся и торчат.
Сленгом студены нашего университета подчеркивают свою индивидуальность и самостоятельность. Они пытаются жить своей жизнью, в которую не могут вмешиваться старшее поколение.
Список использованной литературы
1. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. – М., –1991
2. Бондалетов В.Д. «Молодежный жаргон. Что это? Словесный мусор или…?». Язык и образование: материалы 3-й Всероссийской научной конференции "Язык образования и образование языка". – Великий Новгород, 2003
3. Кузнецов С.А. «Большой толковый словарь»., – М., – 1998 [электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov
4. Левиков С. И. «Большой словарь молодёжного сленга» [электронный ресурс]. URL: http://znachenieslova.ru/slovar/youthslang/
5. Мюллер В. К. «Англо-русский словарь», седьмое издание., М., – 1960
6. Скворцов Л. И. «Экология слова, или «Поговорим о культуре русской речи». – М., –1996
7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка»./ Под ред. Кожиной М. Н., –М., – 2003.