В современной студийной звукозаписи стереозапись словно приобрела второе дыхание - о ней много пишут, много говорят и рассказывают. Разумеется, мы - не исключение и тоже сделали большие обзоры на все виды систем стереозаписи, рассказали об их преимуществах и недостатках.
Во многом, такая популярность стереозаписи обусловлена несколькими факторами. Это и широкая доступность универсальных микрофонов, и колоссальное развитие индустрии, а следовательно, возобновление роста интереса и внимания к разным, более изощрённым техникам.
В этом посте мы рассмотрим несколько вариантов стереопар, которые можно получить из микрофонов Октава.
Итак, в первую очередь, заострим внимание на уже готовых, подобранных стереопарах. Таковых в арсенале Октавы довольно немало - МК-101, МК-319, МК-012-02, МК-012-01, МК-012-20, МК-102 и, в завершении, пара ленточных МЛ-52-02.
Какие системы стереозаписи можно реализовать с помощью данных микрофонов?
В первую очередь, это будут системы XY и AB. XY system превосходно реализуется с помощью комплекта микрофонов МК-012, для AB system можно использовать как и МК-012, так и МК-319, МК-102. Кроме того, в этой системе иногда встречается и третий микрофон, который устанавливается по центру, между двумя основными микрофонами. Делается это для более точной локализации и читаемости инструментов в пространстве. Третий микрофон, разумеется, должен быть идентичен двум основным.
Но, что если требуется использовать, например, MS system? К слову, MS - одна из самых популярных систем стереозаписи в силу ряда своих преимуществ, самым существенным из которых, является возможность контроля после записи пространственного положения источника звука.
В MS используются два микрофона - один кардиоидной направленности, также иногда используется круговая, второй - с направленность типа “восьмёрка”. В этом случае, придётся самому подбирать микрофоны. Идеальным вариантом будет пара ламповых микрофонов МКЛ-5000. У них изменяемая характеристика направленности и вы можете по своему желанию переключиться в “восьмёрку”, кардиоиду или круг.
В ином случае, для первого микрофона можно использовать другой конденсаторный микрофон, например, МК-117.
Ещё одним вариантом реализации MS-техники будет использование ленточного микрофона МЛ-52-02. В силу особенностей своей конструкции он, как и все ленточные микрофоны, имеет направленность “восьмёрку” и также отлично подходит для стереозаписи.
Пара МКЛ-5000 или пара МЛ-52-02 также подойдут и для системы Blumlein, где в обязательном порядке требуются два микрофона-”восьмёрки”.
Одна из разнесённых стереосистем записи под названием Baffled Stereo сейчас не особо популярна в силу искажений, которые вносит в записываемый сигнал защитный экран, установленный между микрофонами. Однако, для креативной и творческой звукозаписи она более чем актуальна. Для её построения можно воспользоваться подобранной парой МК-101 или МК-102.
В заключении пара практических советов. Во всех случаях работы со стереозаписью обязательно необходимо пристально следить за стереообразом, держа на контроле моносовместимость. Также важно помнить о расстоянии - приближение или удаление микрофонов существенно сказывается на восприятии глубины пространства, на частотном диапазоне.
Дочитавшим статью, бонус:
10% скидка в нашем интернет-магазине на стереопары по промокоду: Stereo