Найти тему

Проповедь под Сретение Господа нашего Иисуса Христа (2004.02.14). Протоиерей Димитрий Смирнов

Господь с самого первого дня, когда Адам согрешил, всё хотел его спасти, но грех имеет такое свойство, как некая такая инфекция, которая распространяется и увеличивается. Дальше бывают всякие осложнения. Мы видим, что уже в первом поколении происходит убийство, брат убивает брата. В нашем уже XXI веке убийства становятся массовыми, мы уже к этому даже привыкаем. Практически, если посмотреть на людей XXI и на людей, допустим, I века, то большой разницы нет. Любой человек, который хочет на каких-то человеческих страстях делать деньги, у него это очень легко получается. Человек предпочитает всегда собственные страсти. Конечно, такая природа греховная – это заболевание общечеловеческое, оно трудно излечимо. Вот как и в исцелении тела используют прививки, которые дают возможность либо переболеть в лёгкой форме, либо не заболеть совсем, так и Господь, чтобы спасти человечество, избрал Авраама из всех людей, потому что Авраам сохранил веру в Единого Бога среди огромного количества идолопоклонников. И уже потомки Авраама, помня его заветы, благословения сохраняли эту веру в Единого Бога. Уже на этой почве Господь постепенно делал следующие прививки, как часто люди для младенца и для более старших детей делают не одну прививку, а несколько, иногда даже в комплексе. Прививка в какой-то мере ослабляет организм, организм с трудом, бывает, преодолевает эти прививки, но зато сохраняет от более страшных заболеваний.

Мы сегодня читали паремии из Ветхого Завета о том, как Господь заботился о Своём народе. Вообще это даже просто потрясает, эта забота, что даже регламентировал, что есть, что не есть, каких животных употреблять в пищу, каких нет, в каких сочетаниях. Вот это можно есть, а это нельзя. Если ребёночек родился, то нужно его обязательно посвятить Господу, посвятить вот в такой форме: нужно принести в Храм, нужно за ребёночка принести жертву. Причём для жертвы выбираются две птички, потому что, если выбрать что-то побольше, например, барана или быка, то не у каждого может оказаться. А птичку всегда можно если не купить, то поймать, не так уж дорого. Всё с какой-то необычайной заботой. Другой начнёт читать, спросит: “А зачем птички? При чём тут это?” Мы сейчас никаких птичек не приносим, прекрасно обходимся, забывая, что мы на другой совсем ступени стоим общественного, духовного, церковного развития. Тогда, при той дикости, которая вообще существовала, необходимо было всё расписать, как маленькому ребёночку, которому говорят, что надо вилку держать в левой руке, ножик в правой, если лежат три вилки, берём сначала дальнюю от тарелки и так далее. Всё постепенно. Вместо того, чтобы тянуться через стол, надо попросить ближайшего, чтобы тебе передали какое-то блюдо. Что со взрослыми нужно здороваться, в помещении нужно шапку снимать и так далее. Нельзя чесаться, нельзя рыгать, нельзя чавкать, так делают только свиньи. Так говорить надо двести тысяч раз, причём самому так не делать, а то, если будешь сам делать, а ребёнка учить, он это не воспримет. Это всё равно, если папа курит и говорит: «Ты не кури. Я курю, а ты нет». Это не возымеет никакого действия абсолютно. Хоть убей потом, всё равно это бесполезно.

Господь это регламентирует – для чего? Чтобы люди постепенно привыкали, что хотя бы один день в неделю нужно посвящать богоугодным занятиям, что нужно читать Священное Писание. Чтобы постепенно, от поколения к поколению, сотня лет пройдёт, потом тысяча лет, постепенно что-то в людях накапливается. Вот от того, как жизнь их устроена, это очень это важно, постепенно взращивается это семя, из которого потом произрастают взаимоотношения с Богом. Постепенно уже пришло состояние к такому положению, когда нужно было уже идти дальше и можно было идти дальше. Уже могла появиться на свет Пресвятая Дева Богородица, потому что на двести или триста лет раньше этого просто не могло быть. Праведный Симеон по преданию он был одним из переводчиков Священного Писания с еврейского на греческий, был человек по тому времени образованный. Все образованные люди по-гречески говорили в то время. Это был официальный государственный язык Римской империи. Он, когда встретился со словами «Дева зачнёт и родит во чреве», подумал, что это не так, и исправил, не «Дева» написал, а «женщина». Ну ясно, что дева не может родить. Его Ангел остановил, говорит: «Пиши «Парфенос» – то есть Дева – А чтоб ты не сомневался, вот тебе такое предсказание, что ты не умрёшь до тех пор, пока не увидишь Христа Господня».

Вот сегодняшний день мы и празднуем, как Ветхий Завет в лице старца Симеона уже умирает. На земле появилась горстка людей, которые стали как бы новым семенем новой жизни. Первое семя – это был Сам Господь Иисус Христос, Который принял от Девы Марии человеческую плоть, но был Сыном Божиим. Он собрал из всего Израиля Себе пятьсот учеников примерно и им дал закон новый, новый заключил Завет, который отменял уже жертвы кровавые, не нужно никаких птичек, никаких барашков, это всё как бы детство человечества. Нужно идти дальше, дальше переходить непосредственно к духовной жизни, которая идёт не изнутри человека, а нисходит свыше. Человек только должен себя к этому готовить и смиренно ждать, этого очень желать и об этом молиться. Как Господь говорит: Бдите и молитесь (Мф. 26, 41). Вот, собственно, что и требуется – прийти к такому устроению, чтобы, когда Господь придёт, человек был готов Его воспринять.

Конечно, это опять не для всех. Для всех – это то, что каждый сам себе сочинит, придумает. Хотя в Евангелии сказано всё, но вычитать оттуда не каждый может, а если ему начнёшь что-то объяснять, он как бы отключается и не слышит. Если взять среднестатистического прохожего, привести в МГУ, посадить в аудиторию 02 и сказать: “Вот слушай”. Если человек не кончил хотя бы одиннадцать классов на пятёрки, то он вообще не поймёт о чём речь, хотя вроде все слова русские. Просто ничего не поймёт, потому что для него слишком это тяжело, он вообще слушать не может. Средний человек слушать может тринадцать минут, дальше он выключается, у него мозги устают. Профессионал может слушать полтора часа, это студент третьего курса, это уже профессионал. Он слушает, запоминает, анализирует и так далее. Чтобы к этому подойти, нужно более или менее подразвиться, тренироваться, быть ещё молодым. Обычный человек на любой лекции сразу засыпает. У него мозги не справляются, он от такой работы засыпает, впадает в гипнотическое состояние. Или слушает какими-то кусками, то включится, то выключится. В духовной жизни то же самое. Человек всё время как-то забывается, уклоняется от главного. Это такое свойство падшего разума. Даже учёные, не знаю, правда или нет, говорят, что человеческий мозг используется только на 4-7 процентов. А остальное? Остальное всё поражено грехом. Мозг-то есть, а не соображает. Удивительно, человек иногда совершает такие поступки, которые даже для дикого животного странны, а человек это делает, совершенно безумно. Потом говорит: «Неужели это я?» Да, ты, представь себе.

Прийти в это устроение без помощи Божией никак невозможно. Господь как бы посеял это семя новой жизни, всеял в апостолов. Именно как огненные языки, сошёл на них Дух Святый, и началась новая жизнь. Тогда, в ветхозаветные времена, Дух Святый тоже жил в человеках. Например, в старце Симеоне, он же был очень дряхлый человек, но Духом Святым пришёл в Храм. Господь ему сказал идти. Он почувствовал, что ему надо идти. Он пошёл, пришёл, увидел. Представляете, неужели мы думаем, что там одна Мария пришла с Младенцем. Да там десятки, а может сотни пришли женщин. Таких же молодых, юных, как Она, и уже в более зрелом возрасте. Это у нас в храме тишина, а в Иерусалиме в Храме страшное что творилось: священники кричат, быки ревут, овцы блеют, птицы пищат, народ шумит, ругаются, деньги передают, животных этих режут, жгут, там огромный костёр, сжигают целые туши, вонь стоит страшная. Понимаете, это совершенно другая ситуация. Толпы этих людей, там они ходят, некоторые пришли незнамо откуда, кто из Галлии пришёл, кто с Британских островов. Приехали раз в десять лет в этот Храм. Он единственный вообще, шли туда месяцами. Пришли кто с чем, покупают тут жертвенных животных, кто-то что-то хочет узнать, никто ничего не понимает. Почти как и в нашем храме. Что происходит, что поют, что говорят, в какие трубы дуют, в какие гусли играют? Шум, гам, бедлам, ничего не поймёшь. Что-то такое великое, божественное, всё в золоте, а что за этим стоит? Каждый что-то своё себе представляет. Священники, конечно, знают, они профессионально в этом деле живут, кипят. Представляете, в этой толпе Симеон узнаёт, что вот Этот Младенец – Христос. Он к Нему подходит, берёт Его на руки. Это же не просто так. Ясно, что Господь ему указал. А как? Мы не знаем, это как-то таинственно. Он Его взял и говорит: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (Лк. 2, 29). Всё, теперь он может умереть, потому что в такой старости жить – не дай Бог никому. Настолько это всё тяжело, когда каждое движение, всё болит, каждый сустав, ничего не слышу, ничего не вижу, никому не нужен, всем надоел. Это просто невозможно. Ни до кого не могу достучаться, ничего не могу объяснить, мысли путаются, всё забываю, где что положил, тяжелейшая ситуация. И вот наконец он видит Его.

А что мы в этом празднуем? Мы празднуем огромное событие, которое тоже указывает нам переход в новую совершенно эпоху. Спрашивается, а какое, собственно, нам дело? Этот эпизод был две тысячи лет назад, две тысячи лет. Это нам невозможно представить, потому что историю России мы только отматываем до тысячи лет, а что было до этого ещё тысячу лет, вообще не знаем, темень сплошная. Не было ни письменности у нас, никакого Геродота не было здесь, ничего, темень. Академик Рыбаков, который считается единственным специалистом по древним славянам, какую-то ерунду написал. Ну это просто чепуха. В каких-то раскопках нашёл черепок. Ну что ты из него, из черепка, можешь извлечь? Что была керамика. Ну она везде была. Ничего нельзя выяснить, ни о духовной жизни, ни о событиях, вообще ничего нет. Какие-то такие следы, отголоски, что-то где-то есть, и то там непонятно, о славянах это речь или вообще о ком. Наши это предки были или не наши. Темень. Представьте, вот эти две тысячи лет разделить пополам, тысячу лет мы что-то знаем, более или менее с времён Ивана Васильевича Грозного достаточно подробно. Это вообще XVI век, совсем недавно было, пятьсот лет назад. А туда, за вторую тысячу лет – ничего. А это ещё там, да это ещё в Израиле, да какое нам дело?

А на самом деле каждый человек, он всё равно внутри себя, если такое установить взаимно однозначное соответствие, то проживает в своей жизни и ветхую часть, и новую часть – и Ветхий Завет, и Новый. Сначала период такого ученичества, когда человек даже и не понимает, в чём суть христианства. Причём, как в Библии, Ветхий Завет – это толстая часть, Новый Завет – это такая тоненькая. Евангелие из Нового Завета вообще совсем маленькую часть занимает. Потому что ветхая история каждого из нас гораздо более обширна, чем новозаветная история каждого из нас. Более того, там-то, конечно, Библию составляли лучшие из лучших церковных умов. Этот кодекс собирали из отдельных книг, пока канон составился Священного Писания Ветхого и Нового Завета, Он уже так сложился к IV веку. А мы-то, у нас всё перепутано. Мы с утра открыли молитвослов – мы в Новом Завете, спустились в метро – мы уже в Ветхом, особенно, если нам кто на ногу наступил. Мы уже реагируем совершенно как ветхозаветный человек. А если нам кто-то какую-то бяку подстроил, так мы уже в язычестве, мы уже убить готовы. Вполне такая нормальная языческая реакция, взять и высказать всё, что думаю, а иногда и такие чувства: “Так бы и убил”. Ну а потом опять к Новому Завету: “Ой, что же я делаю”. Покаялся мысленно хотя бы, что это, мол, нехорошо. И так далее, всё время в таком движении.

А Господь хочет, чтобы вот это семя, которое Он насадил тогда, две тысячи лет тому назад, в апостолов, чтобы та благодать Святого Духа, которая в них вошла, и к которой мы приобщились через крещение, миропомазание, как мы приобщаемся через Святую Евхаристию, чтобы это в нас жило, всё время оживало, обновлялось, ширилось. Чтобы мы с годами превращались не только в маразмирующих инвалидов, а чтобы в нас прибывала духовная жизнь. Вот для чего – для того, чтобы душа спаслась, чтобы вот эта встреча, соединение, произошло, как у старца Симеона, со Христом. Понятно, что это возможно только через храм, поэтому совершенно не случайно, что эта встреча произошла в Храме. Матерь Божия делала всё, что положено. Ну что маленькая, практически девочка, ну что Она понимала в этом? Хотя, конечно, многое Она знала, потому что воспитана была в Храме. Она делала всё, как положено, и это принесло такие плоды. Вот так и мы, если мы будем делать то, что нам заповедано Церковью, если мы будем постоянно, углублённо искать в каждом конкретном эпизоде нашей жизни волю Божию, то тогда мы имеем вполне осязаемую надежду тоже пережить вот эту встречу. Не только, как какую-то единичную, а чтобы это стало развитием и всей нашей жизни в вечности. Спаси всех, Господи!

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/