Найти тему

Интересный поступок опытного педагога, который сложно понять

1,3K прочитали

Хотя и прошло уже довольно много времени, некоторые моменты этого обстоятельства порой всплывают в моей памяти и кажутся свежими, яркими и вполне актуальными и показательными.

Но что именно хотел показать нам этот человек своим поступком, для многих моих коллег так и осталось загадкой.

А начало было банальным

Это был довольно сложный год буквально для всех сотрудников нашего социального спецучреждения для детей с особенностями развития. Медработники, хозяйственники, документалисты, воспитатели стационаров, педагоги-специалисты - все пребывали в состоянии... как бы его обозвать?

Короче, некое чувство, которое похоже на потрясение, но, в отличие от "классического" потрясения, которое валит разом и в лепешку, наше было - затяжным и одновременно кувыркающимся... О как загнула! Длинно, криво, но без этого пояснения собеседнику было бы трудно прочувствовать характер наших переживаний.

А всё почему?

В то время, в череде постоянных текучек руководителей нашего заведения, появилась та самая Великая директор Мадам Мамай (о ней я уже писала не так давно), которая перевернула с ног на голову вообще всю систему оказания помощи особенным детям в рамках стационара и полустационара, по которой учреждение работало еще с тех лет, когда я сама была подростком.

А уж сколько раз твердили миру... НЕ надо! Не надо "улучшать" то, что и без вмешательств нормально работало!

А тут... какой-то отдел - убрали, какой-то - "уплотнили", дополнительные ставки - отняли и спрятали, завов и замов - размножили (соответственно, отобрав для них часть кабинетов, в которых испокон веков велись занятия с нашими "особенными" детками).

Но это еще не всё!

Кто читал статьи о Мадам Мамай, тот примерно понимает, КАКОЙ режим достался сотрудникам, а конкретно - нам, педагогам.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Я уже молчу о возросшей нагрузке и о яром уменьшении зарплаты до МРОТ (это - не только наша беда, а общая). Я даже молчу о наитупейших требованиях вести педагогами "дневники развития" на каждого(!) из 150 детей за каждый трехнедельный курс, где черным по белому в подробностях должно быть распечатано, как:

"условный Алеша - трехлетний мальчик с глубоким РАС и ну ооочень низким уровнем развития чего-либо, в течение курса делает такие-то и сякие-то успехи, а к концу курса (напомню: трёхнедельного!)- выезжает из стационара поющим романсы Глинки, читающим Достоевского, считающим без калькулятора, играющим на баяне и саксофоне (можно даже одновременно) и умеющим самостоятельно жарить самгёпсаль".

Ах, нет таких результатов? Нет положительной динамики? Плохо работаете, девочки, очень плохо! Не заслужили стимулирующих! (Преувеличиваю? Да почти нет, разве что с "самгёпсалем" немножко перебор. Если что - это обычные ломтики свинины).

Ну а об "отчетных формах" Мадам Мамай - до сих пор по учреждению легенды ходят (хотя, это очень даже быль, а не легенда)!

"Отчетные формы"

Бумага была такая, в которой ежедневно каждый педагог должен был записывать время прихода ребенка на занятие, время ухода с занятия, общее время нахождения ребенка в кабинете (не дай бог меньше, чем по "паспорту услуг")... ааааа, уже кобздос, да? Нет, пока еще не совсем!

  • Надо было еще писать количество минут, за которые ребенок действительно делал "то, что по плану урока" (то есть, из общего времени пребывания в кабинете следует вычесть минуты, когда его ловили по кабинету, успокаивали и уговаривали). Да-да-даааа, так оно и было, клянуууусь!
  • Ну и вишенка на торте - каждая графа этой чудо-таблицы должна быть подтверждена подписью мамы, сопровождающей этого ребенка! Хэ-хэй!
  • Нет маминой подписи - занятие не засчитано. Ага! Урок шел 39 минут, а не 40 - занятие не засчитано. Ой-вэй! Ребенок делал что-то не по плану урока (например, отрывал ногу кукле вместо того, чтобы лепить снеговика) - занятие не засчитано.

А планы, время, совпадения, да и вообще факты наличия или отсутствия ребенка в кабинете - тщательно проверялись ежечасно (или сама Мамай ходила, или ее "замы-подлизамы").

Учитель А.Л. - та "интересная" коллега из заголовка

Учитель А.Л. - работала в нашем "кружковом" отделе уже давно (при ней директоров сменилось больше, чем кассиров в магазине у дома). И, сколько бы раз по-новому ни мели новые мётлы, НИКОГДА учитель А.Л. не наблюдала такого вопиюще абсурдного "подметания", как у Мадам Мамай.

Но, в глубине души понимая, что в 50+ лет новую работу в нашем городе найти проблематично, А.Л. честно пыталась подстраиваться под "Мамайские" выкрутасы: добросовестно вела беспрерывные занятия, собирала подписи, а также фиксировала в журналах, кто из детей какую поделку делал (Мамай и такое требовала! Плюс еще писать, какую пользу принесло изготовление данной поделки для развития конкретного ребенка, хошь - в цифрах пиши, хошь - в графиках рисуй, главное - отчет высшей пробы).

За вами - наблюдают...

Стали мы с коллегами из кружкового отдела замечать: что-то неладное происходит с нашей любимой А.Л.

Ее старания, бурная деятельность и "творческий огонек" - вдруг стали какими-то надрывными и слишком грубо бросающимися в глаза. Ее лицо - стало похоже на маску с широченной улыбкой и пустыми глазами. А тело - двигалось как "зомбический" персонаж, который постоянно что-то исследует, пишет, бегает, фотографирует, снова пишет...

Что это?

Аааа, дело в том, что Мадам Мамай, как только взошла на трон, решила подчистить кадровый фонд от лиц пенсионного и предпенсионного возраста (т.е. от тех, кто наиболее болезненно реагирует на перемены и знает, "как было раньше").

Ну и наша А.Л. - видимо, просто испугалась. К тому же, заведующая отделом ей намекнула:

- А.Л., будьте бдительны. За вами - наблюдают.

Интересно, как думают "специалисты по правам": можно ли такое отнести к запугиванию и издевательству на рабочем месте, а? И вообще, если судить объективно, то сама Мамай - почти ровесница А.Л.

Схватка

И вот... очередной рабочий день, скоро обед. Я - нахожусь в одном кабинете с А.Л. У меня - мальчик-подросток оригами-модули крутит, А.Л. - сто первый журнал заполняет.

Заходит Мадам Мамай:

- Здравствуйте, коллеги! Ой, А.Л., у вас нет занятий? Хммм... Ну ладно, покажите, чем вы вчера с детьми занимались!

А.Л. показывает аппликации, которые еще не убрала в шкаф, т.к. они высыхали после вчерашнего дня. А Мамай - будто бы нарочно "доколупаться" пытается. Крутит в руке детскую работу (корзинку с цветочками), на которой сзади в уголке написано "Катя Ф.", и говорит:

- А.Л., уважаемая. а чем вы докажете, что эту поделку делала Катя Ф., а не вы сами, мммм?

- Так там же написано, кто делал... - начала объяснять А.Л., но...

Вдруг ее "порвало"!

Ни с того ни с сего! И наша А.Л. - собрала в стопку все эти аппликации (подписанные!) и кинула на стол, перед носом Мадам Мамай:

- Вот! Смотрите! Катя Ф. Так?

Потом открывает бумажный "дневник учета" и надвигается на Мадам Мамай:

- А теперь - сюда смотрите!

И там - как по заказу! Число, время урока (да-да, начала и конца, и т.п.), ребенок: Катя Ф., изготовление корзиночки в комбинированной технике... Ха, даже подробно, на каком этапе работы (наклеивание цветочков и бантиков). Ну и... мамина подпись стоит! Стоииит! Ра-ка-та-ка-тум!

- Замечательно, - удивляется Мамай, а потом добавляет, - а как вы докажете, что не ВЫ мамину подпись срисовали, а?

Ну, это уже абзац форменный и полнейший!

Я сама уже было ломанулась вместе со "своим" мальчишкой в стационар (звать на выручку Катину маму - порядочную и понимающую женщину), но воодушевленная А.Л... - але-хоп!

Как агрессивный клоун-фокусник, достает из кармана и подбрасывает на ладошке телефон. Открывает галерею, а там...

  • Вот! Фото: Катя Ф. клеит ту самую корзиночку. Число и время - вот они здесь, совпадают с дневником! Ахааа!
  • Еще фото: мама Кати Ф. ставит в дневнике подпись. Да-да! Склонившись над столом, с ручкой, и страница открытая - точь-в-точь дневниковая! Ахааа!

У меня самой аж мурашки пошли, до того я болела за коллегу. В голове так и вертелось: ну чё, тетка, съела? Есть чем крыть? Нет?

Тогда вот вам теперь еще!

И, пока Мамай не сообразила, чем бы ей еще "щелкнуть учительницу по носу", А.Л. достала из "документальной" папки стопочку бумаг, и, покопавшись, вытащила оттуда одну:

- Ах, да, забыла сразу показать. Это - ксерокопия соглашения, с подписью мамы Кати Ф. о том, что она разрешает фото и видеосъемки. Вы же помните, что у нас родители на приеме его подписывают?

Йес, йес, йеееес! Шах и мат! Ух, как я сама возликовала за коллегу!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А потом... неожиданно!

Выводя мальчика из кабинета, слышу по пути короткий диалог Мамайки и А.Л.

Мамай язвительно сказала:

- Думаю, что мы с вами успешно сработаемся!

А А.Л. ответила:

- А вот Я думаю, что нет. Извините!

И... сразу после обеда А.Л. пошла в отдел кадров и написала заявление, уже не думая ни о возрасте, ни о дальнейшей карьере. А двухнедельную "отработку", как и многие убежавшие до нее сотрудники, провела на больничном.

... Сейчас А.Л. работает в детской библиотеке и в воскресной школе. И ни о чем не жалеет. А Мамай - да ну ее...

Дорогие читатели, прошу прощения за "многословность", но прорвало на почве сегодняшнего ухода очередного хорошего специалиста. О нем тоже потом напишу. А пока - всем спасибо!

Буду признательна за поддержку визитами, добрыми лайками и новыми подписками.