Найти тему
Паисий Святогорец

«Ваше Святейшество, почему вы меня так сильно ненавидите, что хотите меня растоптать?»

Святитель Нектарий Эгинский чудотворец (1846-1920)
Святитель Нектарий Эгинский чудотворец (1846-1920)

Через месяц после Рождества Христова 1895 года в школе Ризарион произошел конфликт между пожилым преподавателем греческой филологии Феодором Венизелосом и молодым преподавателем физики и математики. Поссорились они из-за какой-то пустой человеческой тщеславной мелочи, однако крохотная искра недопонимания раздулась в огромный костёр ссоры и непрекращающихся взаимных обвинений. Святитель Нектарий попытался примирить преподавателей, поговорив с каждым из них по отдельности и вместе. Потихоньку конфликт начал сходить на нет. Однако, стороны конфликта остались недовольными мирным исходом дела. Каждый из них считал себя правым, стремился изничтожить своего оппонента и привлечь владыку-ректора на свою сторону. А поскольку святитель стремился не разжигать, а тушить страсти, сохранять нейтралитет и быть миротворцем, то обе стороны «сделали врагом» ещё и его.

Вы читаете отрывок из полного Жития святителя Нектария Эгинского. Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях

Предыдущие главы из Полного Жития Святителя Нектария Эгинского читайте по этой ссылке

Вскоре по секрету святителю рассказали, что в высшие церковные и правительственные инстанции на него поданы анонимные жалобы, в которых сообщалось, что его назначение на должность ректора, якобы, было сопряжено с нарушениями закона. Но самое гадкое, было то, что в жалобах, со слов доброжелателей, педалировалась старая клевета о том, что святитель был изгнан из Александрии за безнравственное, распущенное поведение.

Святитель обратился к знакомым в Министерстве образования и религии и ему подтвердили как факт жалоб, так и их содержание. Оказалось, что жалобам был дан ход. По поручению самого министра, как по дипломатическим, так и по церковным каналам были сделаны запросы в Египет по поводу обвинений. Святителю показали конфиденциальный ответ от посла Греции в Египте Г.Грипариса министру Образовании и религии Д.Калифорнасу. Вот это письмо:

«Господин министр! По поручению его высокопревосходительства, господина министра иностранных дел, имею честь предоставить вашему высокопревосходительству сведения о бывшем епископе Александрийской Церкви Пентапольском Нектарие Кефаласе и о причинах его отбытия из Египта.

Епископ Нектарий, о котором вы спрашиваете, ранее был монахом на острове Хиос. Там он познакомился с известным предпринимателем господином Иоанном Хоремисом, который, приняв Нектария под своё покровительство, порекомендовал его Его Святейшеству, патриарху Александрийскому.

Господин Хоремис и Патриарх совместно взяли на себя расходы за обучение Нектария в Афинском университете, закончив который и получив диплом богословского факультета, он приехал в Александрию, где патриарх сделал его архимандритом, священнопроповедником и секретарем Патриархии. Исполняя эти послушания, архимандрит Нектарий показывал истинную ревность и вёл подвижническую жизнь. По прошествии некоторого времени патриарх направил его в Каир под начало своего наместника, митрополита Ливийского.

Вскоре после этого между патриархом и митрополитом Ливийским возникли разногласия, в результате чего митрополит Ливийский удалился в Смирну, а его место наместника в Каире занял Нектарий, сначала как архимандрит, а, затем, после своей архиерейской хиротонии – как епископ Пентапольский. Вначале его святейшество был очень доволен служением владыки Нектария, который показал себя как деятельный и энергичный церковный администратор.

Однако вскоре патриарху стала не нравиться деятельность Нектария, который часто действовал самостоятельно, как считал нужным, и без оглядки на кого бы то ни было. Такое поведение не понравилось патриарху, он посчитал его самоуправством, отсутствием послушания и дисциплины. По моим сведениям, по этой самой причине патриарх и решил удалить владыку Нектария из Египта.

Но как уверяли меня некоторые высокопоставленные источники в Александрийской Патриархии, в числе причин удаления епископа Нектария из Египта были и предъявленные ему обвинения в безнравственном, распущенном поведении. Однако, считаю долгом сообщить вашему высокопревосходительству, что, согласно другим моим источникам, которые я считаю заслуживающими доверия, митрополит Нектарий Кефалас пал жертвой интриг, наветов и заговора.

В завершении имею честь сообщить вам, что несмотря на неподтвержденные слухи, большинство духовенства и паствы Александрийской Церкви и сегодня считают владыку Нектария Кефаласа прекрасным, энергичным и деятельным священнослужителем. Примите уверения в моем совершенном почтении к вам, Г.Грипарис».

Кроме письма посла святителю показали и донесения других официальных лиц, полученные по разным каналам, в которых, опять таки со слов высокопоставленных источников в Александрийской Патриархии, святитель Нектарий характеризовался как «человек нечестивый, отличающийся бунтарским духом, раб лукавый, замысливший зло против Церкви и её властей».

Прочитав письмо, святитель снова почувствовал, как заныло сердце. Он не мог себе представить даже, что за его спиной, на самых высоких уровнях – уважаемые люди - послы, министры, члены правительства обсуждают старые сплетни и клевету, наводят справки и выясняют правда это или нет.

Всю ночь святитель провёл в молитвах Пресвятой Богородице. После отъезда из Египта он ни разу не пытался «добиться правды», «достучаться до патриарха», он решил отнестись к тому, что с ним произошло по Евангелию. Ни разу за эти годы он не сказал ни про Патриарха, ни про тех, кто его оклеветал и изгнал ни одного худого слова – не то что публично, но даже и в частном разговоре. Ни разу. Однако сейчас, под утро, после проведенной в молитве ночи, он решил написать александрийскому патриарху письмо, первое после своего отъезда из Египта:

«Ваше Святейшество! Неужели я заслужил Вашу нелюбовь в столь великой степени? Прошло четыре года после моего несправедливейшего изгнания из Египта. Эти четыре года я жил впроголодь, в буквальном смысле этого слова. Я жил тихо, никого ни в чём не обвинял, ни разу не прокомментировал тяжелейшие и несправедливейшие для меня обвинения. Молча делил корку хлеба с теми, кто нуждался. А Ваши подчиненные, словно мало было того, что меня ни за что ни про что изгнали, всё никак не могут успокоиться и пытаются теперь опорочить меня на расстоянии, уже перед греческим правительством и сделать мне плохо.

Ваше Святейшество, когда именно и в чём я проявил непослушание к Вам? В каких из моих поступков или слов это непослушание выразилось? Что именно дало основания Вашим подчиненным охарактеризовать меня как «человека нечестивого, отличающегося бунтарским духом, раба лукавого, замыслившего зло против Церкви и её властей»? Какой церковный или гражданский суд судил меня? Какой церковный или гражданский суд осудил меня за безнравственное поведение? Если никакой, то почему, высокопоставленные клирики Александрийской Патриархии, ничтоже сумняся, в официальном ответе официальному государственному лицу, выполняющему правительственное поручение, характеризуют меня как «безнравственного смутьяна», понимая, что такой ответ может иметь для меня самые серьезные практические последствия? Где протоколы судебных заседаний, на которых мне выносили обвинения? Где показания свидетелей? В чём именно состав преступлений, которые я совершил? Меня приговорили к высшей мере наказания – нравственному уничтожению, но где же тогда мой официальный приговор и на основании каких церковных или гражданских законов он вынесен? Что за великое зло, Ваше Святейшество, я совершил против Вас или против кого-то из Вашего окружения, чтобы меня можно было теперь за это убивать? Почему вы меня так сильно ненавидите, что следите за каждым моим шагом даже из-за моря, и настолько издалека прилагаете все силы, чтобы меня растоптать? В чём именно я Вам, не говорю уже, чтобы сделал плохо, но, хотя бы причинил малое беспокойство? В чём конкретно я против Вас согрешил? В чём моё лукавство, что плохого я сделал? Мой Свидетель Бог – в том, что я никогда не мыслил против Вас ничего плохого. Только доброе я о Вас думал всю свою жизнь. Только к добру для Вас я всегда стремился, я уверен, что Ваше Святейшество прекрасно помнит это добро и в чём именно он проявлялось.

Зачем я всё это Вам пишу? Дело сделано, гнев утолён, «злодей» наказан в назидание всем. Пишу с единственной целью: чтобы Вы знали, что любая Ваша ненависть по отношению ко мне несправедлива. Да будет Бог моим Свидетелем и Судией. Остаюсь с глубочайшим к Вашему Святейшеству уважением и желаю Вам всего самого доброго».

Подписав письмо и заклеив его в конверт, святитель вновь засомневался, стоит ли его отправлять, однако, решившись, отдал его своему помощнику и тот отнес его на почту. Вечером святитель долго гулял по саду и молился по чёткам.

© Электронное издательство Орфограф, 2024

Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь

Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь

Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь

Если Вы оказались в непростой жизненной ситуации и у Вас нет возможности купить наши книги, пожалуйста, напишите нам в личные сообщения адрес Вашей электронной почты и какой том Вы хотели бы прочитать, мы пришлём Вам электронную книгу в подарок. Слушать первые пять глав из каждой аудиокниги преподобного Паисия (14 часов звучания аудиофайлов) бесплатно и без регистрации можно на нашем сайте: старецпаисий.рф. Читайте книги преподобного Паисия Святогорца, берегите себя и своих близких
Если Вы оказались в непростой жизненной ситуации и у Вас нет возможности купить наши книги, пожалуйста, напишите нам в личные сообщения адрес Вашей электронной почты и какой том Вы хотели бы прочитать, мы пришлём Вам электронную книгу в подарок. Слушать первые пять глав из каждой аудиокниги преподобного Паисия (14 часов звучания аудиофайлов) бесплатно и без регистрации можно на нашем сайте: старецпаисий.рф. Читайте книги преподобного Паисия Святогорца, берегите себя и своих близких