Найти тему
Киберпоп ТВ

Как спасти своих детей?

  • «Не перестаю восхищаться, как же всё разумно и мудро устроено в природе. Меня приводит в восторг мысль о том, что Создатель настолько нас любит, что буквально повсюду расставил напоминания, подсказки, как и что нужно делать. С того времени, как до меня это дошло, жить стало легче. Приходят проблемы, ситуации, начинаешь смотреть, а что в природе делается, когда происходит подобное, и просто копируешь решение в жизнь, если понимаете, о чем я. Ведь нового ничего нет. А парадокс вот в чём.
    Возьмем меня с моим опытом. Мне есть, что передать детям, но никто этого брать не хочет. Каждый сам хочет нарабатывать свой опыт. У меня возникает вопрос: тогда зачем всё это? Только для одного человека? Разве цель — получение персонального опыта, и всё? Конец жизни? С одной стороны, и это немалая задача, но как-то эгоистично, ведь тогда для чего нам дети даны? Не просто же, чтобы они с голоду не умерли? Что делать с накопленными знаниями, если они никому не нужны? Сидишь такой умный, в чем-то даже разбираешься и параллельно наблюдаешь, как твои дети уходят с толпой совсем не в ту сторону, которую ты им желаешь. И ты не можешь противостоять обществу, моде, нравам, ощущаешь себя мелкой сошкой против огромного вулкана и понимаешь свое бессилие. Понимаешь, что ничего не можешь сделать, кроме как идти и молиться за своих детей, надеяться, что будешь услышан, и детей твоих минует страшное. Ведь, к сожалению, не всё решает семья, много, но не всё. В мегаполисах одной семье противостоять подростковому максимализму очень сложно.
    Такое ответственное дело, как воспитание детей, не можешь сделать качественно именно по причине, что каждое поколение начинает свою историю с чистого листа. Сколько примеров, где в семьях очень достойные люди делают всё для детей в правильном смысле, а ребенок, ища чего-то, не может противостоять давлению извне и вынужден подстраиваться под ситуацию. Кстати, подстраиваться под ситуацию природой предусмотрено, только у ребенка нет достаточного опыта, чтобы подстроиться с головой, а не каждый из них пойдет за советом. Насколько я сейчас наблюдаю, это не зависит от родителей. Родители двадцать четыре часа в сутки готовы прийти на помощь, только детям она не нужна. Общество навязывает: сам принимай решение и действуй. Надеюсь, я понятно изложила свою озабоченность? Или совсем запутала Вас?»

Давайте поразмышляем на данную тему. Здесь в письме такая мысль была потрясающая: «ощущаешь себя мелкой сошкой против огромного вулкана и понимаешь свое бессилие. Понимаешь, что ничего не можешь сделать, кроме как идти и молиться за своих детей, надеяться, что будешь услышан, и детей твоих минует страшное».

Так может в этом-то и суть? Может быть, это тот самый опыт, который нам необходимо усвоить: тебе нужно познать свое бессилие и пойти молиться. А как детям познать свое бессилие? Просто услышать от родителей: «Ребят, мы с вами бессильны, давайте мы не будем (говоря молодежным языком) дергаться, а пойдем молиться»? Так они должны понять эту истину? Сомневаюсь, что они это так просто усвоят.

Начнем с Адама. У Адама не было земного родителя, Отец Небесный — прямой его Отец. Господь сотворил Адама, и он был свят, безгрешен, бессмертен, он обладал очень серьезными дарованиями. Но вот чего у него не было, не могло быть в принципе, и чего ему Господь не мог дать? Знания своей немощи. Знания самого себя, и что ты без Бога. Это то, что только сам человек может взять. Мы можем бесконечно накапливать опыт, знания того, сего, фактические знания по всем наукам, но вот этого опыта нельзя передать. Это не передается, это практический опыт.

И вот когда Вы говорите, что чувствуешь свое бессилие, и остается только пойти молиться и надеяться, что будешь услышан, вот это важно, на мой взгляд. Это и есть единое на потребу, что на самом деле нужно. Причем важно и нужно с самого начала. Это не отрицает вовсе других усилий, мы должны и поговорить, и как-то направить, наставить, еще что-то сделать. Это говорит о том, что вот хлеб насущный, самое необходимое. Всё остальное — это бонусы.

Пока у тебя дети маленькие и управляемые, ты, в общем-то, мало к Богу обращаешься за вразумлением, за помощью, за наставлением. И начинаешь кричать только тогда, когда «жареный петух» клюнул в виде переходного возраста, в виде друзей, которые уклоняют их куда-то. Ты видишь свое бессилие, что не можешь ни на что повлиять, и только тогда подходишь к иконочкам, начинаешь молиться. Вот это и есть то ценное, что должно было быть у нас с самого начала.

Еще я могу сказать, что Вы недооцениваете степень своей вовлеченности, своего значения для воспитания детей. Вы не можете этого оценить адекватно, потому что Вам кажется, что Вы чего-то недодали, недоделали. В идеале Вы себе представляли это так, а на практике получается этак. Вы видите разницу между тем, что есть по факту, и тем, что Вам хотелось бы, и эта разница вызывает у Вас неудовлетворение. Хотя, что могло быть, если бы этих усилий не было, Вы не понимаете, не чувствуете.

На самом деле, дети перенимают от своих родителей очень многое, это нельзя недооценивать. И не всё так плохо, как Вы это пессимистично описали. Даже если родители вовсе не участвуют в воспитании детей (только накормить, напоить), они все равно их воспитывают. Ребенок, придя в семью, просто находится в этих стенах, которые оклеены обоями, выбранными родителями. Родители купили именно эту мебель, они переключают телевизор именно на эти каналы, из динамиков слышится именно эта музыка, а не другая. Как в семье общаются между собой, с соседом дядей Васей, каким тоном они говорят, что говорят про дядю Васю, когда он ушел. Ребенок впитывает атмосферу, которая есть в семье, и становится все равно похожим на родителей, даже если они ничего не делают специально.

Воспитатели в детском саду, педагоги в школе как-то пытаются этого ребенка воспитать. Например, в советские годы пытались что-то навязать, к чему-то призвать, но это буквально разбивается о простой факт: семья всё равно мощнее. Какие бы ни были специализированные учреждения, семья всё равно мощнее, даже, если там ничего по воспитанию не делается, всё равно воспитывает буквально всё: обои на стенах, цвет штор, вид из окна — всё воспитывает.

Поэтому нельзя недооценивать отношение родителей ко всему: они между собой переговариваются — это тоже воспитание. И если они к ребенку относятся на уровне: эй, отнеси, принеси, перестань, прекрати, такой уровень не означает, что ребенок не воспитан — это он ТАК воспитан. Это не отсутствие воспитания, это такое воспитание. И он, скорее всего, сам таким же станет в будущем.

Если ребенок будет иным, то это уже вопреки всему, и это будут его собственные устремления из недр его души. У него внутри есть некий «энерджайзер», который Господь вложил ему. Это для ребенка, с одной стороны, милость Божья, что Господь его к чему-то призвал, и он сам себя, как барон Мюнхгаузен, будет вытаскивать из болотца. А с другой стороны, этот «энерджайзер» ни в какой ситуации не будет давать ему покоя, будет его постоянно куда-то толкать. Этот ребенок так и будет идти дальше и дальше к некоему идеалу, чувствуя недовольство тем, что мир несовершенен.

Так что, с одной стороны, Вы, конечно, правы. А с другой стороны, нельзя недооценивать то, что мы делаем для своих детей.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.