Найти в Дзене
Лиса о кино

“Солнце моё” - пронзительное кино о детских воспоминаниях и тяготах взрослой жизни. | Рецензия на фильм

Еле уловимая история о связи между родителями и детьми. А такая она из-за своей простоты повествования - без лишней драмы и пафоса наблюдаем за реальной жизнью и испытываем неоднозначные чувства.

Картина, заворожившая кинокритиков всего мира и не оставившая никого равнодушным. Что в ней есть такого, чего нет в большинстве приключенческих боевиках? Разбираемся в этой статье.

Если вы хотите увидеть достойный пример, где в российском кино гармонично сочетаются глубокий посыл и динамично развивающиеся события, то рекомендую прочитать другую мою статью, перейдя по этой ссылке.

В двух словах о чем фильм

Постер к фильму "Солнце мое"
Постер к фильму "Солнце мое"

11-летняя Софи и ее отец отправляются в отпуск на море. Они записывают моменты из жизни на пленочную камеру, не думая о том, что спустя двадцать лет повзрослевшая девочка будет пересматривать все кусочки прошлого и иначе воспринимать наполненные минутами счастья каникулы, проведенные с одним из родителей.

Одиночество

Кадр из фильма "Солнце мое"
Кадр из фильма "Солнце мое"

Шарлотта Уэллс исследует тему тотального одиночества человека, соединяя ее с природой воспоминаний и вневременную связь между родителями и детьми.

Пока Софи играет с камерой и веселится с ровесниками ее отец зачитывается умными книгами и практикует йогу, стоя на перилах балкона, и раскинув руки в стороны. Мы не знаем всей истории, но чувство опасности закрадывается с самого начала, а слова “Я тебя люблю”, сказанные бывшей жене в трубку телефона, долетают до нас и заполняют грудь болью, равноценной утрате.

Возможно, отец в депрессии, а может он просто огорчен тем, что не может дать Софи все, что хотел бы. В любом случае, его поведение оставляет отпечаток на его дочери. Софи бессознательно чувствует неладное. Она становится настороженной и чувствует себя одиноко среди ровесников, но и не находит себе места среди других взрослых. Происходящие с ней события только подтверждают ее ощущения и отделяют от других: она больше не ребенок, но еще и не полноценный взрослый.

Взрослая жизнь

Кадр из фильма "Солнце мое"
Кадр из фильма "Солнце мое"

Софи переживает развод родителей и ощущает на себе подавленное состояние отца. Это все заставляет девочку рано повзрослеть.

Она смотрит на влюблённых и мечтает быть одной из них. Гадает о том, что такое любовь. И не находит ответа.

Она задает вопросы отцу, но не получает ответов, потому что в одних случаях он искренне не знает, что сказать, а в других, она случайно попадает в самое яблочко. Вопрос о том, как отец видел свою жизнь в 11 лет, застает его в расплох. Все мысли и чувства написаны на его лице, но вслух так и не произносятся.

Софи осознает груз ответственности, только когда сама становится родительницей. Девушка отсматривает архивные записи с семейного отдыха в Турции и догадывается о том, что на самом деле чувствовал Калум. Беззаботная поездка в Турцию для нее заиграла совсем другими красками. Когда-то у каждого из них была своя жизнь с амбициями и сожалениями.

При всей драматичности фильма, мы не увидим скандалов или громких выяснений отношений. Режиссер намеренно избегает ярких событий, потому что жизнь складывается не из них. Весь фильм строится на контрастах, но другого характера.

Контрасты

Кадр из фильма "Солнце мое"
Кадр из фильма "Солнце мое"

Картина «Солнце мое» построена на контрастах. Ребенок помнит лишь беззаботные времена и радость от приключения, а вот у родителя могут быть другие впечатления от поездки. Мы никогда не узнаем всей правды о жизни главных героев. Но благодаря архивным видео и семейным фотографиям можем ненадолго перенестись в их прошлое.

Сложные диалоги и актерская игра

Кадр из фильма "Солнце мое"
Кадр из фильма "Солнце мое"

Весь контраст хорошо считывается засчет изумительной актерской игры и продуманных диалогов. Шарлотте Уэллс удалось создать проникновенное кино, передав всю палитру эмоций через короткие фразы Калума и длинные и глубокие размышления Софи. И даже минуты молчания переполнены живыми и противоречащими чувствами между героями.

Чувство одиночества только усугубляется, когда начинаешь вслушиваться в диалоги героев. Софи, радостная, поддерживающая и понимающая дочь, принимает своего отца и делает все возможное, чтобы он почувствовал себя хоть чуточку лучше. В то время как Калум полная ее противоположность. Отец постоянно задевает дочь, не идёт ей на уступки, не слышит и не слушает Софи. Но сам постоянно просит, и она его слышит. Он, словно раненый зверь, отстраняет от себя дочь и, страдая в одиночестве, пытается зализать свои раны.

Однажды, девочка описывает понятное Калуму ощущение: будто она находится в бассейне и на нее давит толща воды. «Солнце мое» — тот бассейн воспоминаний, в котором по нынешний день живет Шарлотта Уэллс, предлагающая зрителю посмотреть инсценировку самых ценных для нее моментов жизни.

И лично меня зацепила другая ее фраза: “Я думаю, это здорово, что у нас одно небо. Иногда во время игры я смотрю на небо, и если я вижу солнце, то думаю о том, что мы оба видим солнце. И хотя мы не находимся в одном месте и не вместе, в каком-то смысле мы вместе, понимаешь?

Мы оба находимся под одним и тем же небом, так что мы как бы вместе.”

Чрезмерная близость и обрывочность

Кадр из фильма "Солнце мое"
Кадр из фильма "Солнце мое"

Большинство сцен сняты крупными планами или показывают детали, вырезая часть информации. Даже когда оба героя в полный рост в кадре, больше ничего не помещается на экране. Всё на столько близко, что это спирает дыхание. Хочется вдохнуть полной грудью, да не выходит. Ощущение, словно ты оказался в пустыне, где неимоверно жарко и сухо. Чувство нехватки воздуха и пространства поддерживается статичностью съемки. Воспоминания, закупоренные в бутылке и оставленные на солнечном пекле на много лет.

Детали, крупные кадры, обрывки - только так мы помним прошлое. Кусками. Мы никогда не видим всей картины.

Разница в восприятии

Кадр из фильма "Солнце мое"
Кадр из фильма "Солнце мое"

Мы всегда смотрим на Софи открыто. Нам ничто не мешает любоваться ее красотой и мыслительными потоками. В то время как отец время от времени прячется за перилами балкона, в зеркальной поверхности стола, или нам приходится наблюдать за ним через телевизор. Каждый раз, когда он умалчивает или не договаривает, он отдаляется не только от Софи, но и от зрителя. Он прячет свои истинные чувства и мысли, а создатели фильма прячут его от нас.

Чем ближе к концу, тем больше мы наблюдаем общих планов. Создается ощущение, что отец и дочь отдаляются друг от друга. Эмоционально и физически.

История одного человека

Кадр из фильма "Солнце мое"
Кадр из фильма "Солнце мое"

Это полуавтобиографичное камерное кино о воспоминаниях из детства. Картину легко понять интуитивно, но попытки сформулировать центральную идею или интерпретировать отдельные эпизоды обречены на провал. «Солнце мое» не дает четких ответов и не пытается рассказать последовательную понятную историю. Фильм лишь передает неоднозначные чувства и эмоции главной героини.

Кто-то смотрел этот фильм? Поделитесь своими впечатлениями, будет интересно услышать другие точки зрения.