В прошлой статье я рассказывала о таком эстетическом понятии как «Линия красоты». Это термин, введенный британским художником и теоретиком искусства Уильямом Хогартом в его труде «Анализ красоты».
В этом же труде Хогарт изложил шесть ключевых принципов красоты, которые смешиваясь должным образом, наиболее приятны для глаз. Что же это за принципы?
Принцип 1. Соответствие отдельных частей общему замыслу
Красота каждой отдельной вещи имеет огромное значение для красоты в целом. Объемы и пропорции должны регулироваться умеренностью, части произведения связываться между собой и сочетаться, формируя единое целое.
Принцип 2. Разнообразие
Формы, материалы и цвета должны вызывать интерес у зрителя, чтобы произведение не было скучным. Пример большого разнообразия — природа: яркие цветы, узоры на бабочках, интересная форма раковин — все это радует глаз и доставляет удовольствие.
При этом Хогарт отмечал, что у разнообразия должен быть предел. Когда произведение перенасыщено разнообразием, глаз зрителя найдет удовольствие в одинаковости. Совершенную гармонию разнообразия и одинаковости Хогарт называл композиционным разнообразием.
Принцип 3. Однородность композиции
Единообразие требуется для того, чтобы придать ощущение стабильности и структурности. При этом Хогарт считал, что симметрия не делает произведение прекрасным.
Он утверждал: хоть единообразие и необходимо в некоторой степени для представления покоя, но именно неравномерность может радовать глаз зрителя.
Принцип 4. Простота
Хогарт называет этот момент важным, но отмечает, что он должен быть сбалансирован с другими принципами. Простота без разнообразия — безвкусна. Но простота делает разнообразие более понятным, предотвращает путаницу форм и добавляет искусству элегантности.
Принцип 5. Сложность
Активный ум всегда стремится быть занятым и ищет для себя задачи. И в эстетическом контексте также важно увлечь умы зрителей.
Преследование, охота, поиск интересного — дело жизни и удовольствие человека. Сложность формы в искусстве дает нам чувство погони за эстетическим удовольствием.
Принцип 6. Количество
Хогарт полагает, что размер прямо пропорционален чувству возвышенного: величественные формы привлекают внимание и восхищают, даже если они неуклюжи. Когда формы красоты предстают перед зрителем в большом количестве, удовольствие возрастает и ужас сменяется благоговением.
Именно количество придает изяществу величие, считает Хогарт. При этом отмечает, что следует избегать избытка, чтобы работа не стала неуклюжей, смешной и тяжеловесной.
Все вышеперечисленные принципы, а также Линия красоты, соединяются вместе и сдерживают друг друга для создания прекрасного.