Найти в Дзене

Противоречивые принципы красоты по Уильяму Хогарту

Оглавление

В прошлой статье я рассказывала о таком эстетическом понятии как «Линия красоты». Это термин, введенный британским художником и теоретиком искусства Уильямом Хогартом в его труде «Анализ красоты».

В этом же труде Хогарт изложил шесть ключевых принципов красоты, которые смешиваясь должным образом, наиболее приятны для глаз. Что же это за принципы?

Уильям Хогарт, Автопортрет, ок. 1735
Уильям Хогарт, Автопортрет, ок. 1735

Принцип 1. Соответствие отдельных частей общему замыслу

Красота каждой отдельной вещи имеет огромное значение для красоты в целом. Объемы и пропорции должны регулироваться умеренностью, части произведения связываться между собой и сочетаться, формируя единое целое.

Принцип 2. Разнообразие

Формы, материалы и цвета должны вызывать интерес у зрителя, чтобы произведение не было скучным. Пример большого разнообразия — природа: яркие цветы, узоры на бабочках, интересная форма раковин — все это радует глаз и доставляет удовольствие.

При этом Хогарт отмечал, что у разнообразия должен быть предел. Когда произведение перенасыщено разнообразием, глаз зрителя найдет удовольствие в одинаковости. Совершенную гармонию разнообразия и одинаковости Хогарт называл композиционным разнообразием.

Уильям Хогарт, «Ярмарка в Саутуорке», 1733
Уильям Хогарт, «Ярмарка в Саутуорке», 1733

Принцип 3. Однородность композиции

Единообразие требуется для того, чтобы придать ощущение стабильности и структурности. При этом Хогарт считал, что симметрия не делает произведение прекрасным.

Он утверждал: хоть единообразие и необходимо в некоторой степени для представления покоя, но именно неравномерность может радовать глаз зрителя.

Уильям Хогарт, Портрет Иниго Джонса, английского архитектора
Уильям Хогарт, Портрет Иниго Джонса, английского архитектора

Принцип 4. Простота

Хогарт называет этот момент важным, но отмечает, что он должен быть сбалансирован с другими принципами. Простота без разнообразия — безвкусна. Но простота делает разнообразие более понятным, предотвращает путаницу форм и добавляет искусству элегантности.

Принцип 5. Сложность

Активный ум всегда стремится быть занятым и ищет для себя задачи. И в эстетическом контексте также важно увлечь умы зрителей.

Преследование, охота, поиск интересного — дело жизни и удовольствие человека. Сложность формы в искусстве дает нам чувство погони за эстетическим удовольствием.

Уильям Хогарт, «Предвыборное развлечение с баннером против григорианского календаря "Дайте нам наши одиннадцать дней"», 1755 год
Уильям Хогарт, «Предвыборное развлечение с баннером против григорианского календаря "Дайте нам наши одиннадцать дней"», 1755 год

Принцип 6. Количество

Хогарт полагает, что размер прямо пропорционален чувству возвышенного: величественные формы привлекают внимание и восхищают, даже если они неуклюжи. Когда формы красоты предстают перед зрителем в большом количестве, удовольствие возрастает и ужас сменяется благоговением.

Именно количество придает изяществу величие, считает Хогарт. При этом отмечает, что следует избегать избытка, чтобы работа не стала неуклюжей, смешной и тяжеловесной.

Все вышеперечисленные принципы, а также Линия красоты, соединяются вместе и сдерживают друг друга для создания прекрасного.

Уильям Хогарт, «Скамья», 1758
Уильям Хогарт, «Скамья», 1758
Уильям Хограт, «Мисс Мэри Эдвардс», 1742
Уильям Хограт, «Мисс Мэри Эдвардс», 1742