Пережить ситуацию, которая меняет жизнь на «до» и «после» — чем оборачиваются для нас такие потрясения и почему важно помнить? В российских кинотеатрах выходит фильм «Свет» Антона Коломееца. Свою известность ражиссер получил как соавтор сериала «Чики». Кинокартина уже получила главную награду конкурса игрового кино «Выборг», специальный диплом Гильдии режиссеров России на кинофестивале «Сталкер», стала лучшим национальным игровым дебютом на фестивале «Одна шестая». Режиссер смело, надрывно и трогательно рассказывает о судьбах женщин, изучает грани человеческих взаимоотношений, не изменяя себе в творчестве. Журналист nsk.aif.ru поговорила с Антоном о тонкостях создания кинокартины и планах на будущее.
Дарья Мурыгина, «АиФ-Новосибирск»: Что послужило источником вдохновения для создания фильма «Свет»?
Антон Коломеец: История строится вокруг персонажа, который вдохновлен моей мамой. В ходе работы над сценарием я попросил ее рассказывать истории из своей юности и сегодняшней жизни. Потом преобразовывал их в свою историю, придумывал сценарий. Поэтому сердцем ментально и документально стала жизнь моей мамы.
- Какой смысл вложили в название фильма?
Антон Коломеец: Я не вкладывал в это какое-то эзотерическое значение. В фильме есть одна сцена, где героиня в театре, а она актриса, которая читает монолог. В нем она говорит про свет, про его образное ощущение, которое перекладывается в смысловую нагрузку. Собственно, поэтому он получил такое название.
- Какие идеи вы бы хотели передать зрителям через кинокартину «Свет»?
Антон Коломеец: Я не считаю, что кино носит такой утилитарный характер, мол ты посмотришь его и научишься что-то делать и поймешь, что плохо и хорошо. Кино, как искусство, носит бесполезный характер, это территория красоты смыслов и идей. Каждый зритель при просмотре создает собственный фильм и у каждого разная реакция на один и тот же фильм. Я не транслирую конкретные идеи, например, как нужно жить, у меня такого нет.
- С какими техническими трудностями столкнулись при создании фильма?
Антон Коломеец: С трудностями, которые связаны с производственным процессом. Сами съемки и их организация – большая машина, где работают 80-100 человек и где огромное количество задач. Но у нас не было таких трудностей, которые остановили или замедлили наш процесс. Одним самых запоминающихся моментов была сцена, где главные героини – 2 подруги – ночью в компании друзей купаются в озере. Они выплывают на маленький пирс и ведут маленький диалог. Проблема оказалась в том, что вода оказалась ледяной при том, что мы снимали в середине июля в Подмосковье. Они репетировали в гидрокостюмах и даже в них замерзали, а должны были в купальниках. Я боялся, чтобы мы их не заморозили.
- Получается, что эту сцену вы снимали дольше всех?
Антон Коломеец: Нет, потому что эта сцена снимается в «режим». В кино это время, когда солнце либо садится, либо всходит. Он очень короткий и происходит за 40 минут. В это время очень красивый свет. Мы снимали в эти сумерки. Всего было снято 3 дубля, потому что потом стало просто темно.
- Сейчас не так много фильмов, внутри которых заложена женская дружба. Почему решили взять именно эту тему, а не любовь?
Антон Коломеец: Я бы не хотел рассказывать мелодраматические истории. Но тема дружбы лично для меня носит важный характер – дружба не менее значимый процесс в жизни человека. Часто бывает так, что любовь приходит и уходит. Человек вообще может жить, не встретив любимого человека. Он его ищет и не может найти. А друг у тебя есть всегда. С ним ты год за годом во всех трудностях. Это человек, который с тобой бескорыстно, просто потому что тебя любит и желает счастья. Это очень важная тема.
- Как история с подругой Тани повлияла на будущее героини?
Антон Коломеец: Напрямую не могу сказать, потому что будет спойлер. При просмотре кино можно все это понять. Естественно, эти вещи взаимосвязаны: то, как ее история складывалась с подругой Мариной и то, как она живет сейчас.
- Что главную героиню привело в сферу, в которой она работает сейчас? Как я поняла, она стала социальным работником.
Антон Коломеец: Да. Обычно зрители и критики складывают эту связь: в прошлом у нее что-то случилось и поэтому в будущем она стала соцработником. Если ты делаешь эту работу честно и сердечный человек, то ты все время что-то отдаешь. Это много труда с часто тяжелыми людьми: одинокие, у кого-то даже может быть деменция, а некоторые просто могут ужасно вредными. Лично я эти линии идейно не связываю. Она может и есть, но не такая очевидная.
- Главную героиню сыграла известная российская актриса Елена Яковлева. Трудно ли было работать с ней и удалось ли ей передать задуманный Вами образ?
Антон Коломеец: Елена стала ровно такой Татьяной Сергеевной, как я и мечтал. Когда мы только начали работать, я понял, что лучше себе и представить нельзя было. Она идеально создала персонажа, которого бы мне хотелось. Работать с ней было совсем не трудно, так как она большой профессионал. Несмотря на то, что у нас была очень молодая команда, артисты с таким именем и опытом могут относиться немного с позиции сверху. У нее ничего такого не было. Она понимает все задачи, поэтому работать с ней было очень легко. Елена вообще не капризный человек и ни разу не включала звезду. Располагала всех к себе, была очень приветлива и терпелива к нашим долгим процессам.
- У Татьяны Сергеевны есть семья, дети и работа. Вроде бы все хорошо, но почему она резко вспоминает прошлое?
Антон Коломеец: Мы застаем ее в тот период жизни, когда она готовится к своему юбилею. У нее есть муж и сын. Но на работе случается событие, которое заставляет ее что-то чувствовать. У нее внутри происходит какая-то жизнь, которую она не хочет будоражить. Но при этом ее ведет судьба к определенному событию и повороту.
- Как работали с актерами, чтобы создать такие глубокие и эмоционально насыщенные образы? Особенно интересен персонаж Дарьи Коныжевой.
Антон Коломеец: Секрет прост – нужно найти очень подходящих артистов. Потому что если возьмешь артиста, который не подходит к роли, то ничего не сложится. Поэтому идет подробный кастинг, где ты видишь потенциального артиста, отражающего идею. Это человек, который темпераментно близок тебе. Даша идеально подошла. Она очень опытная молодая артистка с хорошей театральной школой. Она одновременно очень яркая и сложная, при этом невероятно интересно. В ней был неисчерпаемый потенциал, поэтому даже не было сомнений, как с ней работать. Еще секрет может быть в том, как написан текст. Бывают такие тексты, в которых немножко не живая речь, артисты, будто обезличенные. Не хочу хвалиться, но мне по итогу говорили, что мои тексты очень живые и человеческие, как будто подслушанные.
- В кинокартине «Свет» есть новосибирские актеры - Галина Алехина, Елена Жданова и Ирина Кривонос. Связано ли это с тем, что ваша актерская карьера 10 лет назад была связана с драматической площадкой Новосибирска?
Антон Коломеец: Это связано напрямую. Я учился в Новосибирском театральном училище и работал в «Красном факеле» 5 лет. Эти артистки были моими коллегами по театру, партнерами по спектаклю. Галина Александровна – мой мастер в театральном училище. Но изначально у меня не было таких планов. Когда появилась идея провести часть съемок в Новосибирске, стали думать, что нужно найти актеров на роль второго плана здесь, чтобы не везти всех из Москвы. Так и возникли Лена Жданова, Ира Кривонос, а потом – Галина Александровна. Они приехали на «Золотую маску» в столицу, так как у них был спектакль. Там мы сделали им очные пробы, с которыми они хорошо справились. В итоге мы не стали снимать в Новосибирске – не получилось технически. Но артисток надо было точно брать. Я очень люблю этих актрис и хотелось поделиться со зрителями, которые не могут их увидеть, кроме сцены Новосибирска. Зрители на каждом показе спрашивают: «Кто эти артистки, почему мы их не видели?».
- Пригодились ли вам актерские навыки, которые получили в театральном училище, в работе режиссером?
Антон Коломеец: Они мне очень помогают, потому что когда я пишу сценарий, то сначала всегда проигрываю эти сцены. Мне важно знать, насколько естественно они идут. Потом я, как сценарист, разбираю эту роль так, что, когда общаюсь с артистом, он очень хорошо понимает меня. Я не просто даю ему задачу: «Громче! Быстрее! А здесь плачь». Объясняю ему процессы, которые происходят в персонаже.
- Какую эмоцию Вы бы хотели передать через фильм «Свет»?
Антон Коломеец: Это очень теплая картина, а не какое-то холодное отстраненное кино. Это человеческий фильм про дружбу, про прошлое и настоящее, про взаимоотношения родителей и детей. В этом фильме 4 матери, хотя он не про маму. Поэтому говорят, что картину нужно смотреть с мамой, потому что у вас будет особенный опыт. Это история, которая лечит, носит терапевтический эффект.
- Как выбирали музыкальное и цветовое оформление для фильма?
Антон Коломеец: Музыка, которая была внутри картины – музыка 70-х. Папа помогал мне с музыкой: составил большой список, а я уже выбирал. Цветовым решением занимались художники-постановщики, которые разработали цветовую палитру фильма. Было много охры и полутонов, которым было подчинено все в этой картине, в том числе мебель и одежда.
- Через какие предметы удалось передать прошлое героини?
Антон Коломеец: Мир героини в прошлом – это молодой мир. Ей 18 лет, она только окончила школу. Мы ориентировались на 75-ый год. Ее молодость, надежды, дружба и мечты поступить ограничиваются тусовками, квартирой, музыкой, которую она слушает. Вот эта атмосфера и передает состояние юности. Люди, которые смотрели «Свет», говорили, что они вернулись в молодость. Это был особый комплимент. Мы почти наощупь создавали этот мир героини, потому что у нас молодая команда, и 75-е годы никто не видел. Боялись, как бы не сказали, что мы чушь какую-то сделали. Помимо этого, помогали родители: отправлял им сценарий, спрашивал, разговаривали ли они так в те годы.
- Если прототипом главной героини, была ваша мама, была ли у нее тоже такая подруга?
Антон Коломеец: У нее была подруга, которую буквально звали Марина и героиню зовут так же. Моя мама тоже была соцработником. Все крутится вокруг мамы, но история уже другая. Мама, когда узнала, кто будет играть главную роль, радостно спросила: «А меня что, будет играть Елена Яковлева?». Я ответил, что не ее, а персонажа, вдохновленного тобой. Конечно, ей приятно, ведь весь фильм связан с мамой. Когда ей показали фильм, здесь, в Новосибирске, она сказала, что будто заново прожила историю своей юности.
- Над какими проектами сейчас работаете?
Антон Коломеец: Сейчас работаю в соавторстве с Женей Томакиной, пишем сценарий сериал, который мы сами придумали. Пока не могу сказать про что он, так как связан договорными особенностями. Могу сказать, что это современная городская история про героя, которому 30 с лишнем лет. Немного непутевый парень пытается разобраться, как жить нормально, чтобы все получалось: с родными, в работе и в личной жизни. Какой дальше будет процесс у этого сценария, пока не знаю.