Продолжая нарушать типичную динамику между художником и зрителем, как и в «Грядке» (1972 год), в произведении «Музыкальная Тема» Вито Аккончи (годы жизни 1940-2017) пытается вновь соблазнить зрителя. В видеозаписи творец создаёт непринуждённую и интимную атмосферу. Он уютно лежит на полу гостиной, курит сигареты и воспроизводит различные песни на магнитофоне.
При помощи камеры он оказывается лицом к лицу со зрителем, разговаривающим непосредственно с ним. Он проигрывает и напевает совершенно разные песни: от Боба Дилана (родился в 1941 году) и Лу Рида (годы жизни 1942-2013) до таких коллективов, как «The Doors» и «Van Morrison». Треки служат основой для его монолога, и через лирику Аккончи воспитывает любовь, одиночество и желание, обнажая свою чересчур ранимую внутреннюю сущность.
Принижая художника, акт также функционирует как манипулятивная техника, которая выстраивает отношения со зрителем и вовлекает его в страстные желания Вито. Действие можно описать следующими словами:
«Ты можешь быть кем угодно, но кто-то должен смотреть на меня. Кто-то, кто хочет подойти ко мне вплотную. Если ты подойдёшь ко мне поближе, я обязательно позабочусь о тебе. Мне просто нужно, чтобы твоё тело было рядом со мной».
Обрамление лирики и его вокализация желания в художественном контексте добавляет уже знакомой всем песне ироническую отстранённость, даже если его хриплый и достаточно глубокий голос – одна из художественных торговых марок Вито – способствует соблазнительному элементу произведения, а общее впечатление вы и так сумеете увидеть в ролике.
«Музыкальная Тема» прекрасно демонстрирует нам, как работа Аккончи может привлекать зрителя напрямую, расширяя границы так называемого «правильного» арт-объекта. Опираясь на сентиментальность и эмоции в поп-песнях, художник использует уязвимость и манипулирование, дабы создать ощущение близости, лишний раз подчёркивая манипулятивный потенциал изображений и видеоряда, которые обычные люди просматривают изо дня в день.
Соблазняя зрителя, творец играет и делает явным неявную динамику художественной выставки, где различные мастера борются за внимание и одобрение зрителя. Поступая именно таким образом, можно понять, что он с юмористическим отчаянием требует вернуть некоторую свободу действий в той или иной ситуации.
- Художник – Вито Аккончи
- Название – «Музыкальная Тема»
- Год создания – 1973
- Продолжительность – 33 минуты и 15 секунд
- Материал – Видео (чёрно-белая картинка), звук
- Место проведения – Нью-Йоркский Музей Современного Искусства (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)