Найти тему

Космическая выставка «Закат в сто сорок солнц» в ГЭС-2

Оглавление

Давно я не была на выставках, но на днях получилось-таки выбраться. Делюсь впечатлениями от экспозиции «Заказ в сто сорок солнц» в ГЭС-2.

Не уверена, что статья получится актуальной, потому что выставка проходит в ГЭС-2 с 10 ноября 2023 и продлится ещё чуть меньше месяца — до 10 марта 2024. Но, возможно, я смогу показать интересные работы тем, кто до выставки не доберётся.

Михаил Борисов. «Мы мирные люди», 1983
Михаил Борисов. «Мы мирные люди», 1983

О чем выставка?

Выставка — о космосе. О космических мечтаниях и разочарованиях. Тут и фантазии о покорении других планет, и воспевание величия СССР и современные работы, критически осмысляющие космическую гонку.

Алексей Леонов, Андрей Соколов. «Восток-1», 1982
1. Вызов «Востока-1»
2. «Восток-1» на стартовой позиции
3. Перед стартом
4. «Восток-1» вышел на орбиту
5. «Восток-1» возвращается
6. Посадка «Востока-1»
Алексей Леонов, Андрей Соколов. «Восток-1», 1982 1. Вызов «Востока-1» 2. «Восток-1» на стартовой позиции 3. Перед стартом 4. «Восток-1» вышел на орбиту 5. «Восток-1» возвращается 6. Посадка «Востока-1»

Про название. Здесь, пожалуй, просто процитирую кураторский текст. Потому что без него я бы сама до заложенных смыслов не дошла:

Название выставки отсылает к стихотворению Владимира Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). Энергичное описание встречи поэта со светилом — исчерпывающая метафора эпохи, когда утопия все еще казалась возможной. Сегодня пафос космической темы поблек, и немного видоизмененная строка предлагает взглянуть на космос несколько иначе.

Как устроена выставка?

Что говорят кураторы: в кураторском тексте сказано, что выставка состоит из четырёх разделов:

  • «Наш век» — советские 1960–1980-е годы: масштабные соцреалистические полотна, а также осмысление Вселенной и её покорения в метафорическом ключе.
  • «Эскизы будущего»: каким видели космическое «завтра» самые разные художники.

Инсталляции и видеоработы: критическое осмысление места космоса в истории и обществе.

  • «На краю утопии»: художники-нонконформисты развенчивают представления об устройстве мира, чтобы потом собрать собственные модели взаимодействия со Вселенной.

Что увидела я. Во-первых, скажу, что кураторский текст, на который я ссылаюсь выше, я нашла только на сайте. В самом зале выставки текстов я не заметила — только маленькие таблички с названиями работ.

Во-вторых, разделы, выделенные кураторами, для меня тоже не были очевидными. В зале они никак не обозначены. И если ты не видел кураторский текст, то можно вообще не заметить какого-то тематического деления.

Фактически, выставка занимает один большой зал. Просторный, с очень приятным светом и интересной развеской. Несмотря на большое количество гостей в выходной день, осматривать работы было очень комфортно.

Первая часть зала — это картины, графика, офорты. Всё то, что можно поместить в раму и повесить на стену. Во второй части зала установлены перегородки, формирующие несколько отдельных комнат, в которых показывают инсталляцию и видео-арты.

Мои впечатления

Мне выставка понравилась. Причем, в этот раз я выступаю ретроградом. Больше всего мне понравились именно работы вдохновленного и очарованного космосом советского периода.

Рубен Гевондян, «Звездный час», 1960-е
Рубен Гевондян, «Звездный час», 1960-е

Работ на выставке достаточно и они очень разнообразные: от огромных полотен до небольших произведений, тут и авангард, и соцреализм, и множество разных техник. Все это яркое, местами фантазийное и просто красивое. Даже не думая о смыслах можно получить эстетическое удовольствие и восхититься мастерством творцов.

Калерия Кукулиева Борис Кукулиев, Из серии «Сын России»
1. «Земля», 1980
2. «Мечта», 2021
3. «Клятва Родине», 1980
4. «Главный», 1980
5. «Космонавт», 1980
Калерия Кукулиева Борис Кукулиев, Из серии «Сын России» 1. «Земля», 1980 2. «Мечта», 2021 3. «Клятва Родине», 1980 4. «Главный», 1980 5. «Космонавт», 1980

Из видео работ мне понравилась одна — под названием «Афронавты». Очень красиво снятое короткометражное кино с понятной, критической, оставляющей грустное послевкусие идеей.

Из известных имён на выставке мне запомнился дуэт Ильи и Эмилии Кабаковых. В кураторском тексте упоминаются ещё Казимир Малевич, Эль Лисицкий и Илья Чашник, но их работы почему-то у меня в памяти не отложились.

В общем, при возможности рекомендую сходить. Скучно не будет, нудно тоже. К тому же, вход в ГЭС-2 бесплатный. И там проходят и другие выставки, которые вы сможете посетить.

Михаил Пясковский, Триптих «Земля слушает», 1988
Михаил Пясковский, Триптих «Земля слушает», 1988
Камиль Муллашев, «Над белой пустыней», 1978
Камиль Муллашев, «Юность», 1978
Камиль Муллашев, «Над белой пустыней», 1978 Камиль Муллашев, «Юность», 1978