Принято считать, что если тот или иной конструктор-оружейник всю жизнь проработал на предприятии, много чего изобрёл, но мир так ничего из его творений не увидел, это пример далеко не самой удачной карьеры. Да, к сожалению, подобных примеров немало, вспомним ПИСТОЛЕТЫ ВОЕВОДИНА и ПИСТОЛЕТЫ ГЕРАСИМЕНКО, которые так и не были приняты на вооружение, да и с ПУЛЕМЁТОМ ЮРЧЕНКО грустная история получилась.
Однако бывают в жизни ситуации, когда из великого разнообразия творений почти всё отсеивается и бракуется, а остаётся что-то одно, может, даже не самое лучшее, но вполне достойное.
Так было с разработками советского конструктора Сергея Александровича Коровина. В далёком 1920 году, ещё когда был жив Ленин, он поступил на работу на Тульский оружейный завод и очень скоро предложил весьма интересную схему самозарядного пистолета под патрон 7,65х17 mm Browning.
Самое интересное, что Армейский комитет в 1923 году, изучив результаты полигонных испытаний, дал положительное заключение на ПИСТОЛЕТ КОРОВИНА, отметив его преимущества перед остальными в плане постоянной готовности к бою, безопасности обращения, надёжности функционирования механизмов и т.д.
Но... учитывая большую массу пистолета (915 г) и сложность конструкции решили (около 60 деталей) всё-таки не принимать его на вооружение. НАГАН, как ни крути, проще.
К счастью, новинку отметили те, кому это положено по статусу. И к Коровину обратились из спортивного общества "Динамо", курируемого чекистами, с предложением переработать конструкцию под другой патрон - 6,35х15 mm Browning. Понятно, что столь маломощный боеприпас вряд ли мог удовлетворить запросы военных, а вот для гражданских целей, в плане самообороны, вполне подходил.
Тем не менее, Коровин решил этот патрон усовершенствовать, досыпав в него пороха. Такая маленькая хитрость позволила увеличить начальную скорость пули с 200 до 228 м/с.
И вот после этого новая модель пистолета получила право на жизнь. Её начали производить под именем ТК (ТУЛЬСКИЙ КОРОВИНА) и использовать как оружие для самообороны. В те непростые времена, напомню, многим чиновникам и партийным деятелям разрешалось, а то и вменялось в обязанности носить при себе оружие для защиты от врагов народа (которых и правда было предостаточно).
Окрылённый успехом, Коровин в 1927 году ещё раз переделал свой пистолет, снова приспособив его сначала под патрон 7,65 мм, а потом, в 1929 году - под патрон 7,62 мм.
И всё равно, несмотря на отличные показатели по меткости, его новые изделия военным опять не понравились по причине большого количества деталей (56 штук), что в свою очередь отрицательно влияло на надёжность.
Не останавливаясь на достигнутом и, тем более, не отчаявшись из-за не достигнутого, конструктор сосредоточил свои усилия на разработке пистолета-пулемёта под патрон 7,62 мм.
Изделие выглядело очень даже симпатично, в конструкции использовался принцип действия автоматики за счёт отвода пороховых газов из ствола. Но здесь коровинское творение проиграло дегтярёвскому по параметрам надёжности. В итоге на вооружение Красной армии был принят ППД-34, а экспериментальный образец Коровина отправили в музей.
Тогда мастер предложил на конкурс, организованный в 1938 году, новую конструкцию пистолета, которая отличалась длинным узким стволом (именно такое требование было предъявлено заказчиками, ибо предполагалось, что из этого оружия танкисты будут отстреливаться от врага через смотровые отверстия).
Напомню, в конкурсе участвовали ПИСТОЛЕТЫ РАКОВА, ВОЕВОДИНА, ТОКАРЕВА и пр., однако и Коровину и тут не повезло. Впрочем, не только ему.
Когда началась Великая Отечественная война, Коровин работал на Тульском оружейном заводе, и создал ещё один пистолет-пулемёт, который отличался исключительной технологической простотой производства. В нём практически все основные детали, за исключением ствола и затвора, представляли собой штампо-сварные конструкции, без какой-либо фрезеровки.
На вид, конечно, это было не самое привлекательное изделие, однако тогда было не до эстетики, Тулу осаждали войска вермахта, и надо было делать любое оружие, способное эффективно отражать атаки врага.
Правда, потом, когда немцев отогнали, производство ПИСТОЛЕТА-АВТОМАТА КОРОВИНА прекратили. И на вооружение его, естественно, не приняли.
В конце войны конструктор создал ещё одно оружие, поистине необычное: первый на территории нашей страны (а иногда пишут, что и в мире, хотя это не совсем так) автомат в компоновке "булл-пап". Питался он промежуточным патроном 7,62×39 мм, разработанным в 1943 году.
Неизвестно, какое будущее ждало этот автомат (что-то мне подсказывает - весьма туманное, учитывая консервативность российских и советских оружейников и, самое главное, эстетическую непривлекательность изделия), но на конкурсе 1949 года он проиграл АВТОМАТУ КАЛАШНИКОВА.
А вот этот, на мой взгляд, очень симпатичный пистолет, созданный Коровиным в 1945 году, проиграл конкурс Макарову.
В общем, из всего, что было создано замечательным человеком Коровиным, самым лучшим и распространённым оказался упомянутый в самом начале малыш, предназначенный сугубо для гражданских.
Советский конструктор стрелкового оружие Сергей Александрович Коровин (5 сентября 1884 - 9 апреля 1946) родился в Харькове, в семье мелкого служащего.
Учился сначала в гимназии, потом в Харьковском технологическом институте, но был исключён из него за участие в революционной деятельности.
После этого он уехал за границу, в Бельгию, и пошёл работать на завод Браунинга в городе Эрсталь (вспомните "герсталь" - название любимого пистолета Эраста Фандорина). Там он не только набрался опыта и научился всяким оружейным премудростям, но и запатентовал в 1912 году оригинальную конструкцию ударно-спускового механизма.
После начала Первой мировой войны Коровин вернулся на Родину, хотел начать работать по специальности, ибо считал себя квалифицированным оружейником, но удалось это далеко не с первого раза. Ибо здесь вам на там!
В 1920 году он таки стал конструктором стрелкового оружия на Тульском оружейном заводе.
Ну, а дальше вы уже знаете.
Наверное, Коровин мог бы ещё не раз удивить мир и СССР своими необычными изделиями, однако в 1946 году он ушёл из жизни.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!