Я не закончил свои разборки с современным французским кинематографом. Если в прошлые разы я рассуждал по поводу авторских фильмов, то сегодня поговорим о коммерческой работе. Но она оказалась самой удачной. Просто в так называемом режиссерском кино далеко не всегда творец руководствуется творческими задачами. Как будто пытается подстроиться под переменчивые вкусы фестивальных жюри. Сегодня политическая повестка требует выводить на первый план сексуальные и расовые меньшинства. И киноделы радостно клепают скучные, но одобряемые поделки.
И вот вышла очередная работа по мотивам романа Александра Дюма - “Три Мушкетера: д'Артаньян”. Абсолютно зрительская картина. Но насколько свободнее она от навязываемых клише. Ни одного негра! Хотя, казалось бы, чему тут удивляться, ведь это ж Франция XVII века. Но мы видели уже немало примеров злостного надругательства над здравым смыслом (я эту версию не видел, но все в том же 2023 году англичане выпустили "Трех мушкетеров" с чернокожим д'Артаньяном). И гасконец влюбляется в госпожу Бонасье, а не в Бекингема, как полагалось бы в приличных европейских домах. Короче, полный произвол!
Удивил, конечно, выбор актеров на роли Атоса и Арамиса. Насколько я помню, графу де ла Фер было 29 лет. Венсан Кассель примерно вдвое старше. И у Ромена Дюриса тоже приличная разница в возрасте с книжным Арамисом. Вообще-то исполнители ролей д'Артаньяна и Портоса тоже сильно взрослее своих героев - обоим артистам за 30, но наши современники все же выглядят моложе своих далеких предков, так что здесь визуально все в порядке. Но зачем так было старить сразу двух персонажей? Редко кто из режиссеров вспоминает про роман “Двадцать лет спустя”, но если снимать его экранизацию, то Атос с Арамисом к тому времени должны быть уже глубокими стариками.
С первоисточником Дюма сценаристы обошлись вольно. И это правильно, ведь это далеко не первые “Три мушкетера” в кино. Нельзя же всякий раз показывать одно и то же. Так, главной сюжетной линией стало не похищение алмазных подвесок (хотя и про них не забыли). В центре внимания настоящий детектив. Миледи организовала убийство, в котором заподозрили Атоса. После попойки он просыпается в постели с заколотой девушкой. Он и сам ничего не помнит. Поэтому на суде ничего вразумительного в свое оправдание сказать не может. И тогда его друзья отправляются на поиски доказательств невиновности графа.
Неизбежны сравнения с вышедшими примерно в то же время заключительными сериями наших “Гардемаринов”. И это сопоставление явно в пользу европейцев. В “Гардемаринах” сюжет новый, а смотрится с тоской. В “Мушкетерах” взяли старую историю, но так переиначили, что не оторвешься. А главное, как снято. Видно, что Мартен Бурбулон подошел с душой к делу. Например, сцена первой стычки с гвардейцами, которые помешали дуэли гасконца с мушкетерами, снята одним дублем. Да, это не такая уж редкость в современном кино, но все равно такие эпизоды остаются высшим пилотажем. Их постановка требует нескольких дней репетиций и отличной операторской работы. Каждый артист должен с точностью до секунды выполнять свои действия, а человеку с камерой приходится основательно побегать, улавливая в кадр сражающихся людей.
Из нового франкоязычного кино особо рекомендую это: