Найти тему
Бажена Дан

Майя Плисецкая и ее гардероб: красивая женщина, которая могла бы быть ослепительной

Возможно, кто-то скажет, что Майя и так ослепительна. Конечно. У нее прекрасная осанка, удивительно изящный скелет и умение двигаться очень порывисто и горячо (несмотря на балетную "вышколенность"). Движение – это вообще исповедь. Вот молодая женщина идет еле переставляя ноги, тяжело и рассеянно. Вот дама за пятьдесят идет танцующей походкой, расправив плечи. Вот девочка-подросток вышагивает серьезно и деловито. Сами того не желая, мы заглянули в их сердце, коснулись чего-то очень тайного, того, в чем они и сами себе не признаются.

Так вот, Майя – чувственная и азартная женщина. А еще – уверенная в себе аристократка. А еще – бесстрашная искательница впечатлений, приключений, ощущений. И к сожалению, ее удивительный внутренний мир не был отражен в ее одежде в полной мере.

Разумеется, это были другие времена. Разумеется, таких возможностей, как сейчас, попросту не было. Даже если бы Майя располагала таким выбором тканей, как сейчас, и (помечтаем) бесплатной портнихой... все равно она не смогла бы даже подумать о многих вещах, которые вошли в моду в 21 веке. И главная из этих вещей – расслабленность, вседозволенность, калейдоскоп стилистик в одном гардеробе и открепление одежды от своего рода каст (никогда не забуду, как одноклассница, увидев меня в джинсах, водолазке и клетчатой рубашке, с недоумением сказала "как давно ты стала неформалкой?") Да, Майя ушла от нас в 2015, но философия одежды раньше складывалась у женщин годам к 30, а дальше уже просто она развивалась, не меняясь. Это сейчас мы в 50 решаем перетряхнуть шкаф и, главное, голову, и устроить себе перезапуск. А эти веяния (продленная молодость) начались как раз около 10 лет назад. Во всяком случае, ВОЗ продлила возраст молодости до 44 лет все в том же 2015 году. Так что представления Майи о том, как она может себя подать, сложились в Советском Союзе. И огромная доля ответственности за то, что они были не такими смелыми, как могли бы быть, лежит, конечно, же на советской идеологии. Выделяться было опасно и наказуемо. Что же касается физических возможностей хорошо одеться, вот как они долгое время выглядели для Майи:

Как же я одевалась? Во что? Где и у кого покупала свой гардероб? В ГУМе ведь пригожего платья не сыщешь. Отродясь его туда «не завозили».
Жила-была в Москве волшебница Клара. Не совсем волшебница, но... предпринимательница. Скажем так. Клара ходила по домам актеров — главным образом невыездных. При ней всегда была внушительных размеров сумка, в которую вмещался целый платяной шкаф. Платья вечерние и каждодневные, пальто, пелерины, туфли, кофты, нижнее белье, сумочки...
Все Кларины сокровища были импортные. Хорошего качества. Жены советских дипломатов регулярно продавали ей свой ходкий товар. Контрабандная тропа была хорошо протоптана.
Вещи всегда новые, с радужными ярлыками и марками заморских магазинов. Только цены были нерадужными — стоили предметы роскоши баснословно дорого. Но в рубище не походишь. Надо одеться не хуже тех, кто ездит в загранку. Смотрят на меня. Я на виду.
Однако от неношеных вещей слегка потягивало горьким потком. Это юная дочь Клары примеряла на себя перед очередным маминым визитом по актерским берлогам весь гардероб.
Все, что я носила, я купила у Клары. Втридорога. Она не была альтруисткой.<...> Но для этого пришлось «обтанцевать» тысячи крохотных клубных сцен, нетопленных, кривополых площадок, исколесить сотни растерзанных немощеных дорог, проложить множество тяготных маршрутов, настудить, намучить ноги, нахлебаться вдоволь неистребимого российского хамства. Элегантность давалась кровью.
Я уже писала, что моя полутеатральная броская одежда была моим бунтом, мятежом, вызовом системе. Даже наши тугоумные вожди чувствовали — что-то здесь неспроста, наряжена — как на сцене, не по-нашенски. Это в те годы Хрущев сказал мне с неким укором:
— Вы слишком красиво одеты. Богато живете?..
Сложнее обстояло дело с шубами. Сколько ни танцуй по клубам — Кларины меха не по карману. Так я исходила семь лет кряду по мерзлым снежным российским зимам в старом Митином каракулевом манто. Серые каракулевые шкурки совсем облезли, стерлись местами, образовав внушительные плешины. Мне пришлось прибегнуть к помощи театрального скорняка Миркина, перебравшего подыстлевший мех. Клиньями вшить в бока серое же шинельное сукно. Так и каракулевая шапочка выкроилась!..

Позже, когда ее "выпустили" за границу, уже был и Карден и подарки от Надежды Леже, Эльзы Триоле и других ее подруг. Но аскетичность и сдержанность (вытекающие из недостатка возможностей и давящей идеологии) уже наступили железной пятой на дух ее гардероба. Именно поэтому ее отдельные попытки выглядеть шикарно для наших глаз сейчас могут показаться нелепыми, грубоватыми и непродуманными. Но для нее это был глоток свободы, запретный и опасный глоток, да и не было таких уж возможностей перебирать. Дали что-то красивое, эффектное, нарядное – "ухх!! неужели это мне?!" – должна была думать не привыкшая к роскоши девочка внутри Майи.

Творениями Кардена Майя искренне восхищалась: "Для меня в мире моды все начинается и заканчивается Пьером Карденом. Это эталон вкуса, фантазии, красоты… Он никогда не устаревает".

Есть видео, где она невероятно изящно двигается в его туалетах, и по ней видно, как сильно они ей нравятся:

Майя Плисецкая показывает наряды Пьера Кардена (1987)

Но... вот честно, что это такое? Что тут сделали с ее силуэтом, пропорциями, с ее шеей и руками, со всем ее божественным телом??? Кто эта мешковатая тетя на фото?

Что касается черного бархатного платья с двумя тренами... само оно, конечно, элегантное, но трены напоминают костюмы для самодеятельности немного грубоваты. Не говоря уже о том, что они сковывают движения (посмотрела, как Майя танцует фламенко в одном из них, и стало ее жалко) и полны округлостей и дуг, тогда как Майе к лицу углы.

И что странно, это тот же самый Карден, который создал божественные костюмы к балету "Анна Каренина" и который в принципе умел создавать бесконечно гармоничные вещи...

Наверное, не так просто оказалось угадать особенности ее харизмы. А вот сама Майя очень неплохо изучила свою фактуру. И даже в тех немногих образах, которые запечатлены на фото, виден ее вкус.

Можно прямо по нашим пунктам пройтись:

1. Мафиозная крутость:

2. Элегантная классика:

Обратите внимание на то, как подчеркивает красоту Майиной шеи и головы безупречная горловина черного и зеленого платьев. На мой взгляд, такая горловина – это результат работы художника уровня да Винчи, не меньше.

3. Геометрия:

4. Пуризм (элегантная простота):

4. Гаучо:

5. Африка:

-9

6. Арабский восток:

Маловато, но и эти фото пришлось долго искать. Наверное, Майя не любила фотографироваться. А мне хотелось, конечно, хоть краешком глаза увидеть, чем там она шокировала генсека. Но нет, так нет. А в моем воображении, в альтернативной реальности царственно одетая Майя хмуро смотрит на Хрущева и говорит: "Занимайтесь страной, уважаемый. Ваша задача – делать, чтоб все одинаково богато жили, а не чтоб все одинаково бедно". И тот смущенно говорит "да, конечно, извините", и переводит разговор на другое.

И одета она вот в такое:

классика

гаучо

индейская тема

геометрия

драма

нарядная девчонка

восток

африка

А что вы надели бы на королеву балета?