Несколько лет назад русскоязычные родители познакомились с книгой ученых Уильяма Стиксруда и Неда Джонсона "Самостоятельные дети. Как ослабить контроль и научить ребенка управлять собственной жизнью". Это замечательная книга, о ней мы рассказывали в этой статье. К сожалению, сейчас книги нет в продаже, но планируется доптираж.
Так вот, недавно Стиксруд и Джонсон выпустили вторую книгу о подростках, и в какой-то степени она является продолжением первой, но в то же время ее можно читать и без знакомства с "Самостоятельными детьми". Вторая книга называется на русском языке "Этот подросток сведет меня с ума! Как говорить с почти взрослым ребенком".
Правда, зачем русским издателям надо было портить оригинальное название, мне не понятно. В оригинале название звучит так: "Что вы говорите? Как разговаривать с детьми, чтобы повысить мотивацию, стрессоустойчивость и счастливый дом". Оно как раз более точно передает содержание книги и проблемы, которые в ней освещаются, нежели русское маркетинговое название. А русское именно что маркетинговое, кивок в сторону книг другого известного психолога Найджела Латта - "Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума" и "Пока ваш подросток не свел вас с ума", а также книг Эда Ле Шана - "Что делать, если ребенок сводит вас с ума". На мой взгляд, еще одна книга про то, как дети сводят с ума родителей, вообще уже не помогает ей запомнится в ряду однотипных, лишь только путает с другими книгами и авторами.
А книга-то, на самом деле, хорошая. Оставим неудачный маркетинг и заглянем под обложку.
В новой книге Джонсон и Стиксруд показывают, как вести с подростками уважительный и эффективный диалог. Они показывают простые и эффективные способы решения конкретных, острых тем, которые обычно заканчиваются противостоянием между родителями и детьми. Как нам, родителям, научиться предоставлять детям конструктивную обратную связь, безболезненно выслушивать с их стороны претензии в наш адрес (мы не идеальны!), как обходить острые углы при обсуждении границ вокруг технологий, как объяснить им значение сна для их мозга и убедить следить за своим здоровьем, как помочь справляться с тревогой текущих событий, и как научить их решать проблемы.
Как вы можете догадаться, их новая книга наполнена сценариями, диалогами и мощными, конкретными формулировками для родителей. По сути, это карта, которая поможет родителям лучше ориентироваться на сложной местности взаимоотношений с подросшими детьми. Эта книга конкретизирует многие идеи первой книги на более практическом уровне. Я еще раз скажу, что лучше читать книги вместе, если есть такая возможность.
На протяжении всей книги авторы помогают родителям задуматься о том, что они могут сказать, а не о том, что им следует сказать, ориентируясь на мнение общества, предыдущих поколений или на собственные стереотипы. И не уклоняться от самых острых тем. Эта столь необходимая книга показывает родителям, как избегать конфликтов и практиковать эмпатическое решение проблем, а не избегать их.
Чем подкупает эта книга родителей, так это тем, что авторы ведут с читателем сочувствующий диалог. Никто и не думает упрекать родителей в том, что у них что-то не получается в воспитании, что они где-то раньше были не правы. Всякое бывает. Тогда не получилось. Давайте попробуем сейчас еще раз и немного по-другому. Должно получиться... И действительно - получается.
В книге 9 глав (и 400 страниц).
ГЛАВА 1. Эмпатия в общении: как добиться эмоциональной близости и душевной связи
ГЛАВА 2. Родители-советники: как разговаривать с ребенком
ГЛАВА 3. Успокоительное присутствие
ГЛАВА 4. У ребенка должна быть собственная мотивация
ГЛАВА 5. Слово - серебро, молчание - золото: об изменении амбивалентности
ГЛАВА 6. "А если я не хочу использовать свой потенциал?" Транслируем здоровые ожидания
ГЛАВА 7. Как разговаривать с детьми о стремлении к счастью
ГЛАВА 8. Сложные моменты: как разговаривать о гаджетах и сне
ГЛАВА 9. Как разговаривать о нормах, правилах и последствиях
Из этих глав лично я вынесла очень много ценных мыслей, вот лишь некоторые из них:
- Развитие прочных отношений с родителями — это почти панацея для защиты детей от серьезных проблем с психическим здоровьем.
- Как нам оставаться на связи с детьми? Проявлять сочувствие. Давать им понять, что мы их понимаем.
- Кого ищут подростки? Кто им ближе всего? Тот, кто слушает, когда они говорят, и кто не осуждает, кто не указывает, что делать.
- Как они узнают, слушаете ли вы? Их не обманешь. Поэтому надо учиться активному слушанию, рефлексивному слушанию. И авторы дают для этого техники.
- Иногда, когда дети приносят нам проблемы, первое, что мы говорим, не всегда так эффективно, как нам хотелось бы: мы можем быть пренебрежительными, косноязычными или сразу же бросаться решать проблемы. Но они не хотят, чтобы мы мгновенно решали их проблемы. Им надо выговориться. А мы все портим.
- Один из лучших способов показать кому-то, что мы заботимся о нем, — это не пытаться отговорить кого-то от его чувств, а быть с ним, когда его чувства тяжелы.
- Учите понимать эмоции и чувства, развивать отношения. Бояться это нормально, даже мальчику. Без страха нет смелости.
- Устойчивость – возврат к своему комфортному состоянию после стресса. Насколько хорошо и быстро я возвращаюсь в свое прежнее состояние. Мы хотим, чтобы дети умели говорить себе: «Я знаю, что это сложно, но я знаю, что смогу это сделать». Надо научиться самому так говорить, научится устойчивости.
- Как понять сильные стороны наших детей? Мы вообще задумываемся об этом? Вот, например, ребенок показывает свой новый рисунок. Мы что делаем? Просто хвалим обычно. Но можно быть внимательным! «Я заметил, что на этот раз ты потратил много времени на рисование рук. Расскажи мне об этом». И он рассказывает о том, как он мыслит, что для него легко, а что трудно. И вы слушаете и осознаете, что больше узнали о своем ребенке за пару минут, чем за прошлый год.
- Книга поменяет ваш образ мышления. Вы станете мудрее и добрее не только к ребенку, но и к себе.
- Дети поступают в элитные колледжи, но они не могут справиться с этим эмоционально. Им нужен опыт управления собственной жизнью, и дать его могут только родители.
- Вы не можете изменить кого-то другого. Они должны захотеть измениться сами.
- Проявляйте уважение – это имеет значение. Семена характера взрослого человека закладываются в детстве. То, чему они научились от нас, они применят это в своей взрослой жизни. Книга помогает это отчетливо увидеть и помочь нам сделать все возможное, чтобы мы были спокойны за взрослую жизнь наших детей.
Пара понравившихся цитат из книги:
- Ваша работа — не контролировать своих детей, а помочь им научиться контролировать себя.
- Крепкая связь с родителем — это самое надежное средство для предотвращения проблем с психическим здоровьем у детей.
Если вы уже прочли эту книгу, поделитесь своими мыслями о ней, как она помогла вам в общении с детьми?
Таша Михайлова