Найти в Дзене
Наталья Швец

Одинокая волчица, книга 2, часть 49

По крупному счету Кесем-султан было, чем гордиться. Мало, кто из женщин Османской династии может похвастаться такими успехами. Даже Хюррем-султан ни в какое сравнение не идет. При этих мыслях госпожа горделиво повела плечами. Русской султанше так и не довелось стать валиде. Она покинула этот бренный мир раньше того момента, как ее сын взошел на престол. А вот у нее это получалось и не раз! За почти тридцать лет два раза была валиде и столько же раз принимала на себя регентство. Причем, тут следует сделать особый акцент: делала не по своему желанию, а по желанию Совета Дивана и духовенства. Ее почтительно называли «Валиде падишах» и «Великая валиде»... Только вот беда, и отрицать подобного никоим случаем нельзя, чем выше поднималась по ступеням власти, тем сильнее падал ее авторитет у народа. Определить причину подобному госпожа никак не могла и пребывала в полном недоумении. Поданные постоянно обвиняли ее в связях с янычарами. Всюду судачили, что свой несметный капитал сколотила, б
Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

По крупному счету Кесем-султан было, чем гордиться. Мало, кто из женщин Османской династии может похвастаться такими успехами. Даже Хюррем-султан ни в какое сравнение не идет. При этих мыслях госпожа горделиво повела плечами. Русской султанше так и не довелось стать валиде. Она покинула этот бренный мир раньше того момента, как ее сын взошел на престол.

А вот у нее это получалось и не раз! За почти тридцать лет два раза была валиде и столько же раз принимала на себя регентство. Причем, тут следует сделать особый акцент: делала не по своему желанию, а по желанию Совета Дивана и духовенства. Ее почтительно называли «Валиде падишах» и «Великая валиде»... Только вот беда, и отрицать подобного никоим случаем нельзя, чем выше поднималась по ступеням власти, тем сильнее падал ее авторитет у народа. Определить причину подобному госпожа никак не могла и пребывала в полном недоумении.

Поданные постоянно обвиняли ее в связях с янычарами. Всюду судачили, что свой несметный капитал сколотила, благодаря взяткам. Странное дело, распуская по столице о ней гадкие слухи, почему-то никто не говорил, сколько средств отдает на благотворительность... Да ладно это! Тут все понятно. Чем больше даешь, тем больше от тебя хотят взять. На задний план стала уходить и ее роль в развитии Османской Империи. А ведь не прояви решительность в критический для истории государства момент, все бы пошло совсем иначе. По крайней мере, в чем не имелось сомнения, на троне бы уже сидели не Османы, а Гиреи. Об этом все забыли.

В принципе, спорить сложно, наряду с победами имелись и ошибки, хотя лично ее прямой вины в этом не было. Чаще всего в укор Кесем-султан ставили морскую битву, случившуюся 12 мая 1649 года в гавани Фоккьеса. Словно она была адмиралом Османского флота!

Эта битва стала одним из эпизодов Критской войны 1645-1669 годов между Венецианской республикой с ее союзниками, Мальтийскими рыцарями, королевством Франция и Папской областью и Османской империей за господство над различными территориями в Средиземном море. Основной территорией, которая оспаривалась во время войны, стал остров Крит, крупнейшее и наиболее прибыльное из заморских владений Венецианской республики.

Тогда на море встретились девятнадцать военных кораблей под командованием Джакомо да Рива и одиннадцать османских военных кораблей, десять галеасов и семьдесят две галеры. Адмирал да Рива вступил в бой с османским флотом, пытаясь помешать османам отплыть на Крит. Чтобы усилить свой флот перед сражением с османами, да Рива нанял несколько английских и голландских вооруженных торговых судов, пообещав, что возместит любой ущерб или жертвы, которые понесут.

Османы организовали энергичную оборону, но так и не смогли дать отпор. В итоге подлые венецианцы уничтожили значительную часть флота... Ну не повезло в этот раз туркам, значит, в следующий раз повезет! Зачем же кричать о поражении и винить в нем Кесем-султан?!

И так в любом вопросе, чего бы не касалось. Однако чаще всего ей доводилась слушать упреки относительно вражды с великими визирем Мехмед-пашой. Как ни странно, злопыхатели забывали о том, что в скандалах обычно виноваты обе стороны! Дело в том, что Великий визирь считал себя регентом и «временным правителем», чего она вытерпеть просто не могла. А виноваты в этом разладе прежде всего были советчики паши от духовенства. Они с двух сторон пели ему в уши, что опекун несовершеннолетнего султана, то есть он, имеет право осуществлять суверенные прерогативы.

Апогея конфликт достиг как раз после той памятной морской памятной битвы. Сражаясь с баюк-валиде за власть Великий визирь совершенно забыл, что его главная задача защищать государство, а не воевать с женщиной и плести интриги. Так что паше требовалось об этом напомнить, что и было сделано. В тот памятный день Кесем-султан, как обычно, председательствовала на Совете дивана из-за занавески в присутствии молодого султана. Великий визирь Мехмед-паша откровенно высказал все, что думает о сложившейся ситуации. Визирь не сомневался: его услышат и поймут. Однако все пошло не так, как рассчитывал. Юный султан сурово нахмурил бровки и величественно произнес:

— Иди, ты недостоин быть великим визирем; верни государственную печать!

От неожиданности Мехмед-паша растерялся и молча передал повелителю символ власти. Тот в свою очередь отдал ее, как ранее распорядилась Кесем-султан, Каре Мураду-паше, аге янычар со словами:

— Возьми ее. Я посмотрю, на что ты способен.

Члены Совета переглянулись, но спорить не стали. Черного Мурада-пашу знали, как опытного воина, а именно сейчас это было так необходимо стране. И вдруг, неожиданно для всех верховный судья Абдулазиз-эфенди, союзник Мехмед-паши, вкрадчивым голосом спросил:

— Мой дорогой, кто научил тебя этому в твоем возрасте?

Ох, как же Кесем была возмущена! Кому как ни ей знать, что вся эта клика мечтает лишь об одном: захватить власть и делать с султаном все, что пожелает. Никого дела государства не беспокоят. Зато свои карманы волнуют всех! Наполнить их желающих предостаточно!

Публикация по теме: Одинокая волчица книга 2, часть 48

Продолжение по ссылке