Самое культовое и известное выступление Вито Аккончи (годы жизни 1940-2017) носит название «Грядка». Для его исполнения художник установил деревянный пандус на полпути через пустое пространство Галереи Соннабенд в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США), а затем пролез под пандус и скрылся от глаз посетителей галереи. Занимая очень тесное и замкнутое пространство между полом и пандусом, Аккончи неоднократно мастурбировал и вслух делился со зрителями своими сексуальными желаниями и фантазиями.
Когда посетители галереи входили на её территорию, художник слышал шаги людей, что и побуждало его озвучивать свои неотфильтрованные мысли и желания, побуждая аудиторию всячески реагировать на происходящее.
«Грядка» имеет дело с центральной темой в искусстве Аккончи, она бросает вызов границам между публичной и частной сферами и продвигает его исследования вуайеризма, желания и отношений власти. Выполняя то, что с испокон веков считается личным и интимным действием в публичном пространстве, он атакует общественные нормы, особенно в художественной галерее – месте современной высокой культуры.
Озвучивая сексуальные фантазии, Аккончи также обнажал свой внутренний сексуально-психологический ландшафт в культурном контексте, в котором абсолютное большинство людей были приучены держать свои тайны в секрете.
Итальянский искусствовед и куратор Джермано Челант (годы жизни 1940-2020) даже приравнял «Грядку» к неудавшемся коитусу: ведь художник так мечтает о невозможном проникновении, которое передаётся зрителю напрямую через пол. Его действия нарушали обычный опыт общения с искусством, выбивая посетителей из их предполагаемого нейтралитета в подходе к искусству, при этом в атмосфере неуверенности и дискомфорта, при полном отсутствии угрозы, раздвигая для них горизонты личных границ.
С сегодняшней точки зрения гендерная идентификация, сексуальность и личная история каждого участника аудитории неизбежно стали бы важнейшей частью того, что работа была бы воспринята, будь то, к примеру, как провокация или же сексуальное преследование (так называемый харассмент).
«Грядку» можно понять в контексте его работ, исследующих в это же время человеческие отношения, не только в сексуальных или же интимных взаимоотношениях, но и в неявной, лежащей в основе динамике общественной сферы, в том числе между художником и его зрителем.
В то время как произведение «Дистанционное Управление» (1971 год) зачастую представляло его зрителей как вуайеристов, это же представление явно изменило ситуацию с публикой, которая ну никак не могла видеть самого Аккончи. Они не могли подтвердить, что же именно он делал между пандусом и полом, более того, они даже не догадывались, находился ли он там в течение всего этого времени.
Со временем у Аккончи развилось двойственное отношение к этой работе, и он высказался о ней так:
«„Грядка“, вполне возможно, сделала мою карьеру, но также и разрушила её, потому как более ничто не могло соответствовать ей, особенно в ту пору, когда вы пытаетесь шокировать публику… Люди узнали меня как человека, любящего мастурбировать в тесном пространстве под полом».
В 2005 году ещё один пионер перформанса по имени Марина Абрамович (родилась в 1946 году) исполнила одну из разновидностей «Грядки» в рамках спектакля «Семь Простых Пьес», который был проведён на территории Музея Соломона Р. Гуггенхайма всё в том же Нью-Йорке.
- Художник – Вито Аккончи
- Название – «Грядка»
- Год создания – 1972
- Продолжительность – две недели подряд (15-29 января), время варьировалось
- Материал – Перформанс / Инсталляция
- Место проведения – Галерея Соннабенд (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)