Компания Disney всегда любила интересные истории и необычные сюжеты. Но голливудские кинобоссы не готовы рисковать деньгами, если не уверены, что проект привлечет к экрану миллионы зрителей. Все же и они иногда ошибаются, упуская из рук будущие шедевры.
Это совершенно невозможно!
История о человеке, который мог жить под водой, привлекла внимание публики еще в начале XX в., когда в 1909 г. французская газета опубликовала фельетон Жана де Ла Ира. В этом же году на основе текста де Ла Ира появился роман анонимного автора «Человек-рыба». Считается, что именно это произведение послужило непосредственным образцом для советского писателя Александра Беляева.
В 1928 г. в журнале «Вокруг света» выходит самое известное произведение «русского Жюля Верна». Научно-фантастический роман «Человек-амфибия» понравился не только читателям, но и кинематографистам. Конечно, об экранизации такой фантастики в то время не могло идти и речи.
Впервые о съемках задумался Уолт Дисней в конце 40-х гг. Уж слишком привлекательным был сюжет. Тем более, что киноиндустрия уже отходила от технологии «подводных» съемок сквозь аквариум и накопила какой-никакой опыт реального погружения.
Например, в американской комедии 1924 г. «Навигатор» актер в водолазном костюме нырял в специально оборудованный бассейн. Правда, дно не выдержало и вскоре лопнуло. Посчитав, что ремонт бассейна обойдется дороже бюджета фильма, решили снимать в открытой воде.
В то время была сконструирована специальная кинокамера для подводных съемок и даже появилась профессия актера-подводника. Естественно, что в Disney решили воспользоваться техническими новинками и снимать все по-настоящему. Команда Уолта Диснея подсчитала все расходы, сложность и опасность подводных съемок и… решила не выкупать сценарий фильма. В Голливуде пришли к заключению, что экранизировать роман Беляева совершенно невозможно.
«Дисней» не смог, а мы смогли
Готовый сценарий пролежал на полке еще долгих 10 лет, пока им не заинтересовался режиссер Владимир Чеботарев. Его не испугала сложность работы под водой.
«Снимать «Человека-амфибию» я решил после разговора с подводниками. Я уже знал, что такое акваланг и погружения. Мы с оператором Эдуардом Розовским предполагали, что будет очень сложно, но возможно», – рассказывал Чеботарев.
В то время еще никому в советском кинематографе не приходилось снимать актеров под водой. Были только документальные фильмы. Естественно, что в первую очередь пригласили профессиональных водолазов и аквалангистов, которые тренировали актеров, работали со съемочной группой и готовили оборудование. Хотели пригласить даже Жака-Ива Кусто.
«Мы смотрели его фильмы и заходились от зависти, глядя на 80 метров прозрачной воды», – вспоминал режиссер.
Французский океанолог был уже довольно известной личностью в то время и обладал уникальным опытом подводных съемок. По словам Чеботарева, Жак-Ив Кусто даже воодушевился предложением поучаствовать в съемках художественного фильма. Вот только руководство не выделило дополнительных денег, так как посчитало кинокартину детской.
Пришлось обходиться собственными силами. Очень помогала в съемках изобретательность оператора. Например, он приделал к камере специальный аквариум в форме раструба, в который запускали рыб, и снимал через него. Получалась иллюзия морского дна.
Исполнителям главных ролей действительно пришлось погружаться под воду. Дублеров почти не использовали, так как старались снимать эффектные крупные планы. В этот момент актеров сопровождали водолазы, которые «делились» с ними воздухом в момент смены кадров. Практически все подводные эпизоды были сняты таким способом.
Несмотря на проделанную работу, фантастическую ленту сначала никто не воспринял всерьез. Критики и чиновники кино изменили свое мнение лишь тогда, когда «Человек-амфибия» стал кассовым фильмом. Он вошел в пятерку лучших кинолент 1962 г. и получил приз на фестивале фантастических фильмов в Италии.