Найти тему

Студенты в зеленом кампусе

Оглавление

Заботиться об окружающем мире — значит развивать полезные экологические привычки: сортировать мусор, рационально пользоваться одноразовыми предметами или выключать воду во время чистки зубов.

Вместе с исследовательницей ТюмГУ Кристиной Рассказовой попробуем понять, какими могут быть «зеленые» или экопрактики студентов и как их развивать в кампусе*.

Кристина Рассказова — разработчица сессий соучаствующего проектирования, посвященных строящемуся корпусу Тюменского государственного университета и межвузовскому кампусу в Тюмени, соавтор статьи «На пути к межвузовским кампусам: зелёное декларирование и реальные экологические практики студенческой молодёжи».

*Напомним, проект по созданию в Тюмени межвузовского кампуса реализуется в рамках нацпроекта «Наука и университеты», инициированного президентом России Владимиром Путиным.

Про кампусы: небольшое отступление

Инициативу создания межвузовских кампусов утвердили в 2021 г. Принять участие в конкурсном отборе на размещение инновационного проекта могли города с населением не менее 300 тысяч жителей. В прошлом году одобрение получили 17 предложений, в том числе одно из Тюмени.

Пока что ни в одном городе России нет ничего подобного. Примеры того, каким бывает кампус, можно найти во Франции, Японии, Канаде.

Источник: https://тюменскийкампус.рф/proektirovanie
Источник: https://тюменскийкампус.рф/proektirovanie

Что такое практики?

Термин практики отсылает нас к работам социолога Пьера Бурдьё.

Практика — это регулярное повторяющееся действие, которое пользователи воспринимают как нечто само собой разумеющееся.

Если мы говорим непосредственно о зеленых практиках, то в научной литературе их принято делить на три направления: сокращение отходов, повторное использование и переработка.

Почему это важно для проекта кампуса?

Создание зеленого кампуса и поддержание в нем системы экопрактик позволит сделать жизнь людей более комфортной, рациональной и экологически устойчивой, научит нас передавать ценности и навыки следующим поколениям.

Человечество сталкивается с серьезными экологическими вызовами: повышением общемировой температуры и связанными с этим волнами жары, лесными пожарами, загрязнением пластиком и микропластиком. Чтобы противостоять этим угрозам, нужно предпринимать огромное количество действий — в том числе снижать выбросы и внедрять полезные привычки в деятельность самых разных предприятий и объектов.

Сегодня в научных исследованиях нет точного ответа на вопрос, что же первичнее — инфраструктура или развитое сознание и стремление осуществлять экологические практики.

Что стимулирует людей жить экологично? Наличие баков для раздельного сбора мусора во дворе или ответственное отношение и готовность через снег и ветер добраться к таким боксам на другой конец города?

С коллегами Дмитрием Кыровым и Мариной Кичеровой отмечаем две тенденции, дополняющие одна другую.

  • Во-первых, ряд проектов российских межвузовских кампусов предусматривают сокращение отходов, применение дизайнов устойчивого строительства, создание территории, которая будет развиваться в гармонии с природой.
  • В то же время мы наблюдаем, как активно формируется экологическое сообщество, как организуется деятельность волонтерских организаций, как все чаще люди заявляют о своих экологических практиках.

Нам стало интересно посмотреть, с каким опытом экологического поведения студенты Тюменского государственного университета придут в построенный кампус [год завершения проекта — 2028], будет ли востребована инфраструктура для экологичного образа жизни, что можно добавить и с чем нужно поработать вне этой инфраструктуры — например, с точки зрения совершенствования образовательного пространства.

Исследователи провели серию интервью — они опросили 58 человек в возрасте от семнадцати до двадцати трех лет. Студенты отвечали на вопросы в рамках четырех тематических областей.

Первый блок был посвящен осведомленности студентов, тому, что они вообще знают об экопрактиках. Второй — персональному опыту экологичного поведения, конкретным действиям. В рамках третьего этапа ученые стремились понять, насколько хорошо участники исследования знакомы с инфраструктурой университета и его экологическими проектами. Наконец, ребята делились своим мнением о том, как формируются установки на экологичное поведение, откуда брать внутреннюю мотивацию.

Результаты исследования показали, что информанты хорошо осведомлены об экологических проблемах, последствиях изменения климата и загрязнения пластиком. Им знакомы разнообразные виды практик, которые помогают с этим справляться. Студенты знают, что в университете есть специальные проекты, проводятся мероприятия, организуются экологические движения и раздельный сбор мусора.

-3

Но всегда есть но

  • Мы выяснили, что личные практики часто носят несистемный характер. Человек может периодически сдавать крышечки на переработку или несколько раз использовать пластиковую бутылку для воды. Это, конечно, не совсем та практика, которая будет абсолютно полезна.
  • Преимущественно студенты получают информацию не от преподавателей на занятиях, а с помощью сарафанного радио, от друзей или из социальных сетей.
  • Инфраструктура и экологичные проекты не синхронизированы между собой. Возникают такие противоречивые ситуации, когда, например, раздельный сбор отходов соседствует с кофейней, где многое продается в одноразовой упаковке: булочка в пакете, кофе в стаканчике.

Что же делать?

На наш взгляд, очень важно провести ревизию образовательных курсов, связанных с экологическим поведением: как они соотносятся друг с другом и Целями устойчивого развития, каким способом могут повлиять на «зеленые» показатели университета и кампуса.

Необходимо включить информацию об экологической инфраструктуре университета и, когда будет кампус, об экологической инфраструктуре кампуса в материалы для адаптации только поступивших ребят. Это может быть методичка, которая вкладывается в пакет первокурсника, или вводно-образовательный курс о том, как можно жить и учиться в университете экологично.

Нам нужно более системно подходить к выстраиванию инфраструктуры. У нас сейчас есть возможность хорошо продумать, как правильно и разумно создать в кампусе среду, которая стимулирует студентов использовать многоразовые альтернативы. Стоит подумать над расширением программы раздельного сбора отходов, потому что пластиковых бутылок и той же бумаги образуется гораздо больше, чем студенческие объединения собирает собирают в имеющиеся боксы.

-4

Экологизации корпуса, кампуса и текущей университетской среды

Вместе с коллегами и командой студентов магистратуры «Концептуальная урбанистика» Кристина Рассказова провела две сессии соучаствующего проектирования. Первая была посвящена строящемуся корпусу Тюменского государственного университета, вторая — проекту межвузовского кампуса. Среди выводов исследователь может назвать такие:

Мы отмечаем большой интерес к экологической инфраструктуре. В каждом проекте межвузовского кампуса, как правило, зашит экологический компонент. Часто слышим в опросах, что для многих людей инфраструктура важнее, чем сознание: «Я осознаю все проблемы, понимаю, что нужно решительно действовать, но, к сожалению, условия не позволяют мне реализовывать экопрактики».

Еще один важный аспект — создание среды, доступной для людей с разными возможностями. Инклюзия включена в цели устойчивого развития. Только включив людей с разными потребностями в экономику и социальную жизнь общества, мы можем получить дополнительные умы и руки.

Исследователи отмечают запрос на озеленение (если говорим про корпус) и на контакт с природой (если говорим про территорию кампуса). На сессиях соучастия многие участники придерживались идеи единства, в частности единства с природой, ее гармоничной стыковки с возведенными объектами.

Главный тренд, который выделили участники сессии соучаствующего проектирования, посвященной межвузовскому кампусу — объединение. Нужно встречаться, договариваться, совместно реализовывать проекты, смотреть, как синхронизируются наши инициативы друг с другом и с Целями устойчивого развития.