Наверное, многие из вас уже успели посмотреть новый фильм «Мастер и Маргарита» и, скорее всего, он вам понравился (иначе вы вряд ли бы подписались в свое время на этот канал). Работа действительно очень интересная. И лучше всего в ней, на мой взгляд, как раз то, что ее создатели оставили в фильме самую главную и сильную линию романа, даже немного ее расширив и углубив – а именно, линию любви Мастера и Маргариты.
Очевидно, что именно благодаря ей роман пользуется такой популярностью уже столько лет, стал своего рода культовым, знаковым и важным произведением в русскоязычной культуре. Если убрать линию любви, роман не перестанет быть великим, гениальным, подводящим итоги развития цивилизации в XX веке и пророческим одновременно. О нем по-прежнему будут спорить, его будут с удовольствием читать и ревниво следить за кастингом актеров при его экранизациях. Но вот таким сумасшедше популярным и нежно любимым поколениями он уже не будет – как не стали такими, например, все другие, не менее талантливые и гениальные произведения Булгакова.
Осмелюсь сказать, что любовные линии в литературных и художественных произведениях – это база, основа, на которой и закладывается успех этих произведений. И чем лучше, чем яснее очерчена эта линия, чем она драматичней и даже трагичней, чем талантливее и естественнее она описана, тем большей популярностью произведение будет пользоваться. Шекспир написал добрый десяток, а то и два, совершенно умопомрачительных по экспрессии, драме, психологизму и дару слова пьес, из которых хватило бы «Макбета», «Короля Лира» и «Ричарда III», но любят и помнят его во всем мире за «Ромео и Джульетту».
Любовь – вот что интересует читателей и зрителей всего мира, вышедших из детского возраста, намного больше, чем истории великих империй, сражения, космические саги, динозавры, эльфы и гномы, утопии и антиутопии. Точнее, все это их очень интересует тоже, но как только в этих историях появляется добротная любовная линия, эти истории становятся намного привлекательнее. Всем хороши приключения Геральта из Ривии, но без Йеннифер, согласитесь, это будет уже что-то совсем другое. Нет – все так же красочно, интересно и увлекательно, но без этой любви мы бы многого о беловласом ведьмаке так бы никогда и не узнали.
Хорошая любовная линия нужна любому мало-мальски популярному произведению, претендующему на интерес читателей и зрителей. А эпохальному, знаковому произведению она нужна тем более. Именно любовь подсвечивает все темные углы романа, делает его сюжетные коллизии ярче и выразительнее. И именно поэтому мы и любим «Мастера и Маргариту». Любовь этих мужчины и женщины и в буквальном, и в метафорическом смысле противостоит окружающей их нелепости, пошлости, подлости, искусственности и лживости созданного вокруг них мира. Она контрастирует с ним, подчеркивая и подсвечивая его нежизнеспособность и убогость.
Человек, не способный любить, не способный ради любви поступиться своими планами, интересами, комфортом и другими благами, мало на что вообще способен – вот о чем, на самом деле, написан этот роман. Любое зло и начинается, и заканчивается на полном отсутствии любви. Злодей – это человек, которого никто никогда по-настоящему не любил, а его злодейства – достаточная причина, чтобы никто не полюбил его и в будущем.
Все уродливые деяния зла ужасны, главным образом, потому, что в них нет никакой любви, ни прошлой, ни будущей, нет даже надежды на нее, и этим-то они и страшны. Способность любить оберегает человека от зла, такой человек просто на него никогда не пойдет, найдя другие способы решения своих проблем и достижения своих желаний. И если кто-то говорит, что совершает злодейства из-за любви – этот человек бессовестно врет, либо понимает под любовью нечто совсем другое. Любовь может быть драматична, когда существует в окружении зла, но сами любящие злодеями быть не могут.