Найти тему
5K подписчиков

Влюбленный священник - прекрасная тема для драмы, в особенности если это драма Эмиля Золя

Мировая классическая литература преисполнена неоднозначных историй и спорных вопросов. А поступки литературных героев подчас и вовсе не поддаются пониманию. Но уж если у самих авторов не нашлось никаких решений и ответов, то и нам с вами этого не осилить. Тем не менее, почитать и поразмышлять на заданную тему мы можем.

Сегодня в нашем сюжете - ваша заявка. Я очень люблю, когда подписчики проявляют интерес к публикациям блога и предлагают свои темы. Давняя подписчица канала и очень интересный человек, Артис не-Бёртон, после моей статьи о романе Жозе Мария Эса де Кейроша "Преступление падре Амаро", предложила мне сделать обзор романа замечательного французского писателя Эмиля Золя из его знаменитого цикла "Ругон - Маккары", девятой книги под названием "Проступок аббата Муре".

Я долго не могла решиться на статью, понимая, что эта история очень неоднозначная и несколько мрачноватая и, очевидно, не вызовет читательского интереса. Но то, что Золя преподносит ее с глубоким осмыслением некоторых моральных вопросов, полностью реабилитирует ее в глазах гедонистов и любителей легкого чтива. Согласитесь, что можно не быть глубоким и мыслящим человеком, но быть поверхностным и темным - тоже ни к чему.

А поскольку наша уважаемая Артис является поклонницей оригинальных литературных произведений, в том числе с религиозными отсылками, и по совместительству работает фикрайтером, то свой выбор подачи сегодняшнего сюжета я посвящаю ей.

Для начала немного о структуре романа, состоящего из 20 книг. Этот роман называют вершиной французского натурализма. Сам Золя дал рекомендованный порядок чтения, хотя принципиально он не важен, так как сюжет каждого романа не зависит от других. Подтверждаю это своим собственным примером - читала по мере обретения того или иного тома, еще во времена советского книжного дефицита. Итак, рекомендованный порядок чтения:

1. "Карьера Ругонов" (1871);

2. "Его превосходительство Эжен Ругон" (1876);

3. "Добыча" (1871-1872);

4. "Деньги" (1891);

5. "Мечта" (1888);

6. "Завоевание Плассана" (1874);

7. "Накипь" (1882);

8. "Дамское счастье" (1883);

9. "Проступок аббата Муре" (1875);

10. "Страница любви" (1878);

11. "Чрево Парижа" (1873);

12. "Радость жизни" (1884);

13. "Западня" (1877) - его мы с вами читали тут:

14. "Творчество" (1886);

15. "Человек-зверь" (1890);

16. "Жерминаль" (1885);

17. "Нана" (1880);

18. "Земля" (1887);

19. "Разгром" (1892);

20. "Доктор Паскаль" (1893).

Справочно: основная часть главных героев цикла были представлены автором уже в первом романе - "Карьера Ругонов". А в последнем романе цикла, "Доктор Паскаль", есть глава, в которой сводятся в единое целое окончания всех романов.

Все изображения - интернет.
Все изображения - интернет.

Итак, к сюжету. События 9 книги происходят спустя некоторое время после "Плассана" и параллельно с "Накипью". Центральный персонаж - Серж Муре - приходской священник деревушки Арто, что близ городка Плассана. После смерти родителей, Серж отказывается от наследства в пользу брата Октава и, забрав с собой свою 20-летнюю слабоумную сестру Дезире, поселяется в Арто.

Сестра Сержа - живое свидетельство вырождения ветви Ругон-Маккаров (увы, Дезире не единственный такой персонаж цикла), она на одной волне с животными и почти всегда "блаженна и счастлива, как и ее любимая коровушка".

В приходе с ними обитают еще два человека - монах, брат Арканжиа (религиозный фанатик и жандарм божий - ходячий катехизис просто) и помощница по хозяйству Теза, у которой день и начинается, и заканчивается в церкви, и которая всем всегда недовольна.

Сам же аббат Муре достоин более развернутой презентации, но я, пожалуй, уступлю место Золя, который представил его наилучшим образом: "Ничего человеческого не осталось в нем. Он стал только вещью бога". Да, в 26 лет Сержу удалось избежать всяческих соблазнов молодости, и с первых же страниц мы видим этакого сухого функционера, который "ни о чем не сожалел, ничего не желал, ничему не завидовал". И никогда ни с кем доселе ни-ни и впредь не собирается - целибат же.

Но не смотря на близость прихода, регулярные обедни, причастия и проповеди, в деревне Арто происходит немыслимое распутство: дочь местного старосты Розали согрешила, прости господи, с местным нищебродом Фортюне. И это при живом-то аббате! Преисполненный идиллических представлений о жизни и о том, как и кого следует любить, Серж отправляется сперва к негоднику Фортюне, пытаясь урезонить крестьянина и наставить на церковный брак с Розали.

Мировая классическая литература преисполнена неоднозначных историй и спорных вопросов. А поступки литературных героев подчас и вовсе не поддаются пониманию.-2

Затем аббат с тем же предложением приходит к отцу "невесты", но получает жесткий отказ. Не нужны старосте ни рука, ни сердце этого безродного аборигена, у него на дочь другие планы. А у этого Фортюне в кармане лишь вошь на аркане... В полной растерянности, не добившись ничего путного, Серж уходит. По дороге он встречает своего дядю Паскаля Ругона (того самого врача из первой книги, лучшего из всех этих Ругонов, который лечит бесплатно бедноту). Дядюшка приглашает Сержа с собой в поместье Параду, в гости к местному философу-материалисту Жанберна.

Муре соглашается и отправляется в поместье, где знакомится с Жанберна и его 16-летней племянницей Альбиной. Все свое свободное время девушка проводит в огромном парке Параду. Альбина необычная девушка и производит на него странное впечатление, и он начинает думать о ней постоянно. Ни об одной женщине, кроме Богоматери, аббат доселе так подолгу не думал. Опасно! Как и следовало ожидать, фанатичное религиозное увлечение образом Мадонны доводит аббата до крайности. И по возвращении домой, в церкви у Муре начинается какая-то странная болезнь, сопровождаемая неясными галлюцинациями, после которой он теряет сознание.

Однако придя в себя, Серж понимает, что находится не в церкви, а в комнате Альбины. Болезнь влияет на сознание аббата, который и раньше прятался от взрослого мира, а теперь и вовсе ведет себя как дитя. Альбина выхаживает его, выводит гулять по парку, заботится о нем. А ведь ей и самой только 16. Постепенно ее заботы и уход излечивают Сержа. Между доктором и пациентом вспыхивает любовь, о которой замечательно емко и лаконично сказала наша Артис:

"Взрослые сознательные люди додумались оставить их надолго наедине и в своей обоюдной невинности, в этом дивном саду они совершили грехопадение, и только потом мальчик вспомнил, что он вообще-то в сане, что у него вообще-то приход,... что он растерял все то, к чему стремился... и моё ИМХО, похоже, совпадающее с авторской позицией, что, уйдя из сада и от Альбины, он окончательно-то крышей и поехал. Еще какое-то время он рассматривал вариант все бросить и с ней сбежать, но потом вообще слышал только себя и свои глюки на религиозной почве. Жаль, жаль. Мне бы очень хотелось, чтобы они с Альбиной так навсегда в этом саду и остались, только чтобы было кому их содержать - и родились бы у них дети, глядишь, красивые, умные, талантливые, глядишь, пользу бы какую миру принесли."

Мировая классическая литература преисполнена неоднозначных историй и спорных вопросов. А поступки литературных героев подчас и вовсе не поддаются пониманию.-3

Знаете, а я совершенно согласна со своей подписчицей. Обнаружив дырку в стене и услышав через нее колокольный звон, Муре окончательно отупел и сбежал в свою церковь. А может, оно и ладно? Кому нужен такой инфантил? Уж точно не 16-летней девушке. Да и вообще, отец церкви - далеко не отец по жизни. А хотелось бы. Да-да, хотелось бы получить от него хоть сколько-нибудь мудрого наставничества и чуткого руководства.

Проходит какое-то время. Аббат Муре венчает Розали и Фортюне, у которых уже есть ребенок - природа берет свое. Пережитое в Параду Серж вспоминает с болью и никак не может оправиться от потрясения. А еще этот фанатик-монах Арканжиа, который люто ненавидит всех и вся, кроме своей веры, давит постоянно ему на мозги. С ним-то и направляется аббат к новобрачным, чтобы освятить жилище. В деревне они встречают Жанберна, который тут же схватился с Арканжиа из-за его религиозной упертости, и немного побил ему лицо. А еще он рассказывает аббату, что после его побега Альбина вся как-то замкнулась и плохо себя чувствует. Жанберна просит Сержа зайти к ним и утешить бедняжку, но Муре отказывается.

Паскаль тоже пытается поговорить с Сержем о захворавшей Альбине. Он рассказывает, что это он, Паскаль, привез тогда его заболевшего в Параду на попечение Альбины, чтобы та его выходила. Дядя удивлен, что между ними случилась любовь. Он просит племянника, чтобы тот съездил к девушке, навестил, пообщался. Может ей и полегчает. Но Серж снова отвечает отказом и все отрицает.

В этот же день в церковь тайно приходит сама Альбина. Девушка пытается достучаться до Сержа, объясняя ему, что это церковь делает его несчастным, а с ней любимому будет хорошо... Однако аббат Муре прогоняет ее. Позднее, правда, он передумывает и решает объясниться, ведь он же любит Альбину. И вот влюбленные встречаются в своем парке, где у них все начиналось. Девушка безмерно счастлива, а вот наш аббат снова приуныл.

Мировая классическая литература преисполнена неоднозначных историй и спорных вопросов. А поступки литературных героев подчас и вовсе не поддаются пониманию.-4

Альбина пытается вызвать в памяти Сержа сонм воспоминаний и разжечь в нем любовь обещаниями прекрасного совместного будущего. Но Муре вновь впадает в религиозный идиотизм транс и отстраняется. Альбина теряет терпение, выходит из себя и прогоняет Сержа. Удивительно, но аббат Муре не расстраивается, а даже как-то радуется этому и стремглав мчится в свою церковь. В горьком отчаянии, Альбина собирает охапку цветов, по возвращении домой наглухо закрывает комнату и во сне умирает от удушья.

На следующий день Паскаль сообщает Сержу через Тезу, что Альбина умерла и ... что она была беременна. Знала ли покойная об этом - он не в курсе.

Похороны получились двойные. У Розали и Фортюне умер ребенок, так как ни аббат, ни кто другой не додумался послать за доктором Паскалем.

В финале Жанберна отрезает фанатику Арканжиа ухо, как в свое время и обещал. Ему ведь больше нечего терять...

Вот и весь сюжет, если кратко.

Из этого романа можно сделать два глобальных вывода:

1. Самые несчастные люди в этой истории - истово верующие. Все им не так. Казалось бы, уж если ты принял сан и назначил себе целибат - молись и радуйся. Так нет же, первое искушение приводит к проступку, который, собственно, и не грех-то вовсе, ведь все происходит полюбовно. Но аббат Муре переосмысливает содеянное "грехопадение" и прячется от проблемы в церкви. Почему? Он боится попасть в ад. Так что же его отличает от преступника? Только одно: преступник боится попасть не в ад, а в тюрьму.

2. Жить по законам веры и по законам материального человеческого мира надо одинаково честно (см. пункт 1).

Как вы уже поняли, роман я рекомендую. Правда, будет много религиозных отсылок и обильного описания природы, но если вас это не пугает - читайте на здоровье. "Проступок аббата Муре" - не единственный антиклерикальный роман о противостоянии природы и религии. Но у Эмиля Золя получилась очень эмоциональная импрессионистская картина, хотя и преисполненная жизненной правды и религиозной философии. Еще бы - натурализм же!

А у меня на сегодня все, приходите завтра.

И помните: большая вера дает большую тень, в которой загибается все живое. Иногда стоит выходить на солнечную сторону жизни.

Мировая классическая литература преисполнена неоднозначных историй и спорных вопросов. А поступки литературных героев подчас и вовсе не поддаются пониманию.-5

Спасибо, дорогая Артис! Вы вдохновили меня.

Друзья! Хотите совместного творчества? Пишите в личку.

И не забывайте про лайк и отзыв, пожалуйста, и подпишитесь на мой канал, чтобы нам не потерять друг друга в этом безумном-безумном...