Словарь Ушакова.
Если кратко пересказать роман Эмиля Золя "Западня", то получится агитка о вреде пьянства. Но это совсем не так. Для того, чтобы почувствовать его душу и настроение нужно внимательно следить за сюжетом и не пропускать акценты, которые по ходу повествования расставил автор романа. Да их и не пропустишь, настолько они очевидны и натуралистичны.
Роман большой, полнотелый и изобилует постановочными решениями. Поэтому, я пошла на эксперимент. Чтобы сохранить всё, чем начинил его автор, я попыталась преобразовать его в слабое подобие пьесы. Патетику я вводить не стала, диалоги и реплики не использовала, детские слёзы осушила, эпизоды мужских издевательств над женщинами и рукоприкладства удалила, мучения ребёнка от голода и процесс родов не описывала, сцены домогательств вычеркнула, кровь с разбитых лиц и пьяную рвоту с пола вытерла... Короче, выкинула много. Но я сохранила сюжетную линию романа и последовательность повествования. Не знаю, что из этого вышло, судите сами.
Сцена первая. Жервеза, двадцать два года, прачка. Первого ребёнка родила в четырнадцать, второго в восемнадцать. Женщина "молодая, но сильно потрёпаная жизнью, хотя довольно стройная и с тонкими чертами лица", она заметно хромает. Всю ночь Жервеза ждёт в номере "Гостиницы Гостеприимство" своего мужа Лантье, с которым они не расписаны. Вернувшегося под утро Огюста Лантье раздражают своим нытьём сыновья – Клод и Этьен. Но ещё больше он взбешён причитаниями жены. Он ставит ей в упрёк то, что она перестала следить за собой. Жервеза справедливо называет его лентяем и тунеядцем. Она обвиняет Огюста в измене с полировщицей Адель.
Сцена вторая. В прачечной Жервеза дерётся с сестрой Адель, Виржини. Она стаскивает с неё панталоны и лупит её по мягкому месту скалкой для белья, срывая на девушке свою злость и обиду. Она знает, что Огюст и эту ночь провёл с Адель. Коллеги-прачки наслаждаются поединком. Вернувшись после драки в номер, Жервеза обнаруживает, что Огюст не просто исчез сам, но и полностью её обобрал, унеся даже её платья.
Сцена третья. Три недели спустя Жервеза и кровельщик Купо выпивают в заведении дядюшки Коломба, которое называется "Западня". Купо предлагает женщине жить вместе. Жервеза соглашается лишь через два месяца, когда Купо делает ей предложение и знакомит невесту со своей сестрой и её мужем. Они относятся к новой родственнице с пренебрежением - разведённая прачка с детьми. Жервеза и Купо регистрируют брак в мэрии и даже венчаются в церкви. В день свадьбы начинается сильный ливень, молодожёны вместе с приглашёнными пережидают его сначала в Лувре, а потом под мостом. Затем они смотрят на Париж с башни и понимают, что этот город не только трущобы и окраины. Свадебный обед у молодых прошёл в ресторане, где им пришлось поругаться с хозяином заведения из-за большого счёта. Золовка даёт Жервезе прозвище Хромуша.
Сцена четвёртая. Через четыре года чета Купо смогла накопить на мебель и переехала в двухкомнатную квартирку с кухней. Клод отправлен учиться живописи. Жервеза на девятом месяце беременности. Во время начавшихся схваток женщина гладит рубашки в прачечной, потом готовит мужу обед. Дочку Жервеза рожает на полу, в перерыве между переворачиванием котлет и накрыванием на стол. Сразу после родов женщина занимается домашним хозяйством и своей привычной работой в прачечной.
Сцена пятая. После рождения дочки Наны супруги Купо близко сходятся со своими соседями Гуже – кружевницей и её сыном, кузнецом. Мужчины становятся закадычными друзьями после того, как Гуже помогает Купо убежать с парижских баррикад.
Сцена шестая. Через три года Этьена отдают учиться в пансион. Жервеза давно мечтает о своей собственной прачечной, которую можно открыть на скопленные деньги. Женщина хочет арендовать лавку и устроить в ней прачечную.
Сцена седьмая. Купо падает с крыши. На его выздоровление уходит несколько месяцев и все отложенные деньги. Болезнь приучила Купо ничего не делать, и он начинает ненавидеть своё прежнее ремесло. От злости и скуки мужчина начинает бить Этьена и пить в кабаках.
Сцена восьмая. Жервеза находит помещение и одалживает деньги у Гуже. Она три недели наводит порядок и открывает "Стирку тонкого белья". В своей прачечной Жервеза работает наравне с двумя помощницами и девочкой-ученицей. Купо тоже выходит на работу, но неохотно и отлынивая. Он часто выпивает, после чего пристаёт к помощницам жены. Тем временем Гуже окончательно влюбляется в Жервезу. Нана вырастает трудным ребёнком. Жервеза забирает к себе состарившуюся мать Купо.
Сцена девятая. У Жервезы возрастают расходы, ей приходится много тратить на еду. Она перестаёт рассчитываться со своим долгом. Зато они становятся подругами с Виржини, той самой сестрой Адель, которую она когда-то отлупила. Подруга рассказывает, что Лантье почти сразу же ушёл от Адель. Купо пьёт всё сильнее и чаще. Он переходит на водку, эту сивуху он потребляет без меры всё в той же "Западне".
Сцена десятая. Жервеза устраивает роскошный обед по случаю своих именин, снова влезая в долги. В самый праздник в Париже появляется Лантье, и Купо приглашает его в гости. С тех пор Лантье постоянно гостит у Купо, а потом и вовсе переселяется к ним. Это вгоняет хозяйку в ещё большие долги, поскольку за комнату Лантье не платит, а ест за счёт Жервезы.
Сцена одиннадцатая. Прачечная постепенно разоряется. Лантье пытается приставать к Жервезе. Гуже жалеет женщину и предлагает ей уехать с ним в Бельгию. Купо вовсю гуляет по ресторанам вместе с Лантье и окончательно спивается. Жервеза опять сходится с Лантье и теперь сожительствует с обоими мужчинами – мужем и любовником.
Сцена двенадцатая. Умирает матушка Купо. Гуже снова одалживает Жервезе деньги на похороны, но говорит, что на этот раз между ними всё кончено. Жервеза сдаёт помещение прачечной в аренду Виржини и переезжает с семьёй в маленькую комнатушку с чуланом. Виржини открывает на месте бывшей прачечной Жервезы кондитерскую. Нана идёт к своему первому причастию. Ей пятнадцать и она хороша собой. Родители решают сделать дочь цветочницей, но она решает сделаться проституткой, путается с состоятельными старыми мужчинами и в конечном итоге убегает из дома.
Сцена тринадцатая. Следующие два года семья нищенствует. Жервеза спивается. Чета продаёт остатки мебели. Жервеза начинает добывать еду в мусорках. Когда деньги заканчиваются совсем, бывшая прачка выходит на панель. На улице она встречает своего Гуже. Добрый человек кормит Жервезу. Они признаются друг другу в любви, но оба понимают, что вместе им уже не быть. Спившийся Купо умирает от белой горячки прямо в "Западне". Через несколько месяцев умирает от голода Жервеза. "Однажды утром в коридоре распространился дурной запах, и соседи вспомнили, что вот уже два дня не видно Жервезы; когда вошли к ней в каморку, она уже разлагалась".
Финальная сцена:
Жервезу хоронит дядя Базуж со словами: "Послушай... Это я, Весёлый Биби, по прозвищу Утешенье дам... Счастливая ты! Бай-бай, красавица!"
Конец.
Как считаете, можно ли было спасти этих людей? На какой сцене?
За этот роман Эмиля Золя первое время много ругали. "Зачем писать о нищете, горе, пороке и пьянстве? К чему весь этот натурализм?" Люди странные и наивные. Можно подумать, если писать о богатстве, счастье, чистоте и трезвости, то они повсеместно воцарятся. Жизнь есть жизнь. И её пишут не писатели, а сами люди. "Западня" - седьмой роман Золя, входящий в двадцатитомный цикл "Ругон-Маккары". Сам писатель очень гордился этим романом:
"Западня», несомненно, самая нравственная из моих книг… Это произведение - сама правда, это первый роман о народе, в котором нет лжи и от которого пахнет народом".
И я с ним абсолютно согласна. Рекомендую всем прочитать этот роман.