Найти тему

Как воспитать чувство прекрасного в ребенке от двух до трех лет

Начнем с того, что чувство прекрасного - это часть эстетически-нравственного воспитания, т.е. с одной стороны визуальное восприятие мира: красиво, некрасиво, нравится, не нравится, какие эмоции вызывает. С другой стороны речь идет о нравственности и способности сопереживать, восхищаться, радоваться и вежливо, экологично проявлять свои эмоции.

Помещение, одежда, игрушки, отделка стен, мебели - это и много другое, что окружает ребенка влияет на восприятие прекрасного. В жизни каждого человека есть что-то или кто-то, что вызывает трепет в душе, добрые и теплые чувства. Однако не только бережное отношение к вещам, их внешний вид, но и доброжелательное общение вызывает жизнерадостность, желание познавать новое.

Как ребенок воспринимает мир? Откуда он узнает это красиво или некрасиво? От нас, наших реакций и слов.

Что помогает развивать чувство прекрасного?

1. Природа

2. Музыка и песни

3. Стихи

4. Сказки

5. Графические изображения: картины, иллюстрации, рисунки, фотографии и т.д.

6. Рисование

7. Лепка

8. Аппликация

9. Кукольный театр

10. Мультфильмы

11. Развивающие приложения.

Именно в такой последовательности, как мне кажется, происходит гармоничное воспитание. Мы движемся от естественного понимания окружающего нас мира к миру, созданному творческими людьми.

Сначала это звуки, стихи и потом только сказки. Вторым этапом идет развитие воображения, а потом демонстрация картинок в книжке, журнале или музее. Затем начало личного творчества: рисование, лепка, аппликация. Потом кукольный театр. Он помогает увидеть мир, сотворенный человеком из подручных средств, обратить внимание ребенка на то, как можно самому что-то смастерить, сделать, обыграть, и в последнюю очередь мир мультфильмов и гаджетов, где все уже озвучено, нарисовано и продиктовано их создателями.

Подробно остановлюсь на первых трех пунктах, поскольку последующие - это самые простые и распространенные, а природа, музыка, песни и стихи упускаются, игнорируются, не воспринимаются серьезно большинством родителей.

Природа - это первое, что удивляет и восхищает ребенка. Это естественное и доступное всем. Важно, чтобы ребенок видел окружающий мир, замечал явления природы. Прогулка с ребенком - это приключение, исследование. Природа дает первые уроки. Радостно от веселого шелеста зеленой листвы и грустно от голых деревьев, увядших цветов. Сложные связи, разные формы, цвета, особенности растений, животных открывают ребенку глаза на мир.

Музыка подкрепляет то, что ребенок увидел в природе. Она показывает насколько могут быть удивительными и разными звуки, как они будоражат воображение и какую гамму чувств вызывают. Важно, чтобы ребенку включали музыку, напевали песни, он вслушивался, подпевал или пел, танцевал под неё. Именно эти моменты зарождают чувство прекрасного.

Следующий помощник - стихи. Мы читаем их с выражением или ритмично, вызывая неподдельный интерес понять почему у нас такая интонация, почему такой голос. Понять смысл важно. Если слова еще не поддаются и не воспринимаются ребенком, то важен ритм, как основа для развития речи, формирования слоговой структуры, а затем и формирования правильного чтения и написания.

Нравственная сторона воспитания чувства прекрасного скрыта в том, что в процессе развития ребенка через эстетические способы мы, взрослые, своим поведением и отношением невольно становимся учителями. Например, ребенок увидел гитариста, пришел домой и решил играть на игрушечной электронной гитаре. Он бьет по клавишам и спрашивает нас о том, здорово это или нет. И тут можно похвалить ребенка, что так энергично и вдохновенно играл, однако нужно поработать над композицией, если он хочет играть для людей, чтобы они были благодарны ему за концерт.

Наблюдайте за ребенком, не давите. Он сам выбирает чем заняться из того, что мы ему предлагаем или есть у нас дома. И необязательно ребенок станет творческой личностью. Важно его развитие в разных направлениях, показать мир возможностей, познакомиться с ним, чтобы во взрослой жизни было легче ориентироваться.

Такими маленькими и незаметными шажками ребенок впитывает в себя культуру, нравственность, развивает эстетический вкус и учится общению, обменом знаниями, эмоциями.

Еще двадцать лет назад никто не обращал внимание на советские системы образования, в которых развивались мягкие навыки. Удивительным образом, многие люди в СССР были общественниками, писали стихи, хорошо рисовали, играли на инструментах, знали историю, географию и т.д. Образование и культура человека были связаны. Стремление к прекрасному меняло человека не столько снаружи, сколько изнутри.

Сейчас, когда пришла эра искусственного интеллекта, модно говорить про развитие soft skills, от которых зависит будущее человечества. Способность к выстраиванию коммуникаций, работе в команде, постоянному самообучению играет большую роль. Люди, которых не может заменить искусственный интеллект, востребованы как никогда ранее.

Подпишитесь на мой канал, чтобы 2 раза в неделю получать короткие и полезные статьи.