«Вахтангов одним из первых на практике соединил быт и миф, гротеск и психологизм, игру и правду, маску и личность, танец и душевную боль. За сравнительно недолгую творческую жизнь осуществил то, о чем мечтали будущие теоретики театра. Поэтому мы говорим, с позиции сегодняшнего дня, что Вахтангов – человек не только русского, но и мирового театра; его идеи предвосхитили историю театра XX и XXI века»
(Дмитрий Трубочкин)
Вахтангов использовал новейшие режиссерские приемы, экспериментировал с декорациями и сделал зрителей участниками сценического действия. Он изобрел новое направление театра — фантастический реализм, и Станиславский называл режиссера-новатора «первым плодом нашего обновленного искусства».
Будущий великий режиссер родился во Владикавказе, его отец был табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело, однако Евгений Вахтангов увлекся театром с самого детства и посвятил ему всю жизнь.
В 1903 году он окончил гимназию, поступил в МГУ и сразу же - в театральный кружок. Вахтангов ставил спектакли и играл сам - для каждой постановки он разрабатывал общий план, тщательно перечислял все предметы, которые должны находиться на сцене, описывал костюмы и грим, походку актеров, рассчитывал темп хода занавеса.
В 26 лет (1909 год) Вахтангов поступил на курсы при Московском Художественном театре. Со временем его стал выделять среди других учеников Константин Станиславский, он также назначил его главным при работе с молодыми артистами.
Вахтангов захотел создал собственную актерскую студию.
“Все пришедшие в студию должны любить искусство вообще и сценическое в частности. Радость искать в творчестве”
Все эти идеи откликались Станиславскому, и в 1912 году они совместно с Леопольдом Сулержицким открыли Первую студию МХТ, в которой начал преподавать Вахтангов. Первая постановка - “Усадьба Ланиных” - была представлена в 1914 году, и имела грандиозный провал. Буря негодования, гнев Станиславского за самодеятельность - все это обрушилось на молодого режиссера. Ему запретили преподавать вне стен МХТ и Первой студии, однако работа Студенческой студии продолжалась в тайне.
Постепенно Вахтангов обрел собственное понимание театра - на сцене он стремился подчеркнуть условность происходящего.
В 1917 Студия вышла из “подполья” и стала называться Московской драматической студией имени Вахтангова.
Однако после революции 17ого года театру Вахтангову стало тяжело находить общий язык с новым зрителем. Тогда режиссер присоединился к Театру Станиславского. В 1920 году они получили название “Третья студия”.
Через год у Третьей студии появилось собственное здание. В честь открытия был представлен спектакль “Чудо святого Антония” по одноименной пьесе Метерлинка. Постановка была создана в рамках традиций гротеска.
“Бытовой театр должен умереть. Гротекс - трагический, комический…”
Незадолго до смерти Евгений Вахтангов начал работать над постановкой «Принцесса Турандот» по сказке итальянского драматурга Карло Гоцци. Этим спектаклем он открыл новое направление в театральной режиссуре — «фантастический реализм».
Вернувшись домой после очередной репетиции, Вахтангов слег и больше уже не вставал. Премьера состоялась без него, зато на спектакле присутствовал Константин Станиславский. Восхищенный работой своего ученика, Станиславский лично выразил свое признание Вахтангову:
«То, что я видел, талантливо, своеобразно и, что самое главное, жизнерадостно! <…> А успех блистательный. Молодежь очень выросла».