Единственный это одна из разновидностей сиблингов. Кроме Малыша и Взрослого есть Функционально Единственный. В семье может быть несколько детей, но некоторые из них растут как Единственные. Происходит такое в нескольких случаях.
Первая особенность Функционально Единственного это разница между детьми более шести лет. Представьте себе ребёнка из детского сада и школьника. Они разные.
В детском саду в основе лежит игра, в школе - обучение. Это два разных мира.
В садике дети вольны придумывать свои правила игры, шалить, пробовать мир в играх. Днём они спят. Нужен перерыв на отдых. После садика опять игры и свободная жизнь, нет обязанностей по дому.
В школе уроки и короткие перемены. Появились первые самостоятельные зоны ответственности: выучить уроки, собрать портфель, содержать в чистоте рабочий стол, форму и т.д. Игра остаётся в меньшем объёме, а с учётом кружков и секций, то игра как свободный акт творения почти исчезает из жизни ребёнка.
В семье рождается второй ребенок. Первый ребенок, уже школьник начальных классов вдруг стал не единственным, а старшим. Он не младенец, ему меньше внимания.
Чем больше разница, тем сильнее отличие в отношении родителей к детям. К тому же со вторым ребёнком понятно что делать. Есть опыт. С первым не было знаний, учились быть родителями на ходу.
Теперь родители стараются компенсировать свои ошибки, по другому воспитывая младшего. Получается, что у двух детей в одной семье как будто разные родители. Отсюда и возникает Функционально Единственный ребёнок. Старший приближается к Взрослому, а младший к Малышу.
Второй вариант Функционально Единственного это семья с особенным ребёнком. Здесь неважна очередность рождения. В силу особенностей одного из детей мир крутиться около него. Нужно больше уделять времени здоровью, обучению. Дети как будто делятся на два лагеря. Они разные и часто Функционально Единственные.
Даже если удается вылечить ребенка, восстановить отношение к нему как обычному ребёнку не получается. Для этого изменения в психике нужно дополнительно работать родителям с психологом. Иначе призрак заболевания караулит из при каждой простуде ребёнка и тревога зашкаливает. Соответственно волнение родителей, как круги по воде, передаётся другим детям, родственникам. Режим повышенной готовности включен.
Третий вариант больше относится к теме замещающих детей. Это сложные семейные истории, связанные с жизнью и смертью детей. Ценность ребёнка настолько высока, что он становится Функционально Единственным, даже если потом рождаются дети. Замещение одного ребёнка другим может произойти, если предыдущий ребёнок не выжил, а следом рождается другой.
Также подходит случай, когда были многократные попытки забеременеть, невынашивание, а потом случается удача. Такой ребёнок может нести как бы ожидания многих людей про предыдущих детей. Особенность такого ребенка - он как будто не имеет права на ошибку, не может заболеть, умереть. Он обязан быть здоровым и счастливым Даже грустить такому ребенку нельзя.
Такие дети развиваются как Малыши, если их родители видят вместо здорового ребёнка свои страхи и предыдущие потери детей. Или как Взрослый, когда горе не пережито и родители как будто "замёрзли" эмоционально для ребёнка.
Описанные случаи в третьем варианте это вероятности динамик. Когда родители, дедушки и бабушки переработали горе и справились психологически с потерями, такие истории не оказывают сильного влияния на ребёнка. Поэтому важно приносить такие случаи в личную терапию и освобождать место для других чувств, для жизни.
Четвертый вариант, ещё одна разновидность Функционально Единственного ребёнка связан с травмами родителей. Когда у одного из родителей, чаще мамы, случается горе. Например, умирает её мама или другой значимый человек. произошла неожиданное потеря работы на фоне проблем с трудоустройством, экономический кризис, тяжёлый развод, собственная тяжёлая болезнь родителя, крупные конфликты с родственниками. Все это как будто выключает родителей из эмоционального контакта с ребёнком. Тогда ребенок растёт по типу Взрослого.
Итак, Функционально Единственный ребёнок оказывается в обстоятельствах когда:
- разница в возрасте между детьми более шести лет;
- в семье есть особенный ребёнок;
- были трудные семейные истории, связанные с потерями детей, семейными травмами у родителей.
Если вы нашли у себя или у своих детей один из вариантов, то рекомендую подробнее рассмотреть эту тему со своим психологом. Вы просто удивитесь как сильно измениться ваша жизнь на до и после. Потому что Функционально Единственный ребенок через свой типаж компенсирует семейные динамики. С собой настоящим такой ребенок часто даже не знаком. Он находится на службе в семейной и родовой системе.
Вы встречались с Функционально Единственными? Буду рада вашим комментариям, эмоциональным откликам на статью.
Благодарю за внимание,
семейный психолог, расстановщик
Наталья Небыт
Запись на консультацию 89174223328 (ватсап, телеграмм)
Автор: Небыт Наталья Николаевна
Психолог, Бизнес-тренер расстановщик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru