Найти в Дзене
Олег Тесленко

Дирижабль ледовой разведки

Дирижабль ледовой разведки Автор Олег Германович Тесленко 2021 11 30 По мнению автора наилучшим летательным аппаратов для северных широт должен стать небольшой патрульный дирижабль для авиаразведки. Совсем несложно определить его размеры и вес. Так как для наблюдения достаточно всего одного человека, то учитывая что дирижабль сможет находится в полете очень большой срок - примерно неделю, то есть порядка 200 рабочих часов, то значит надо обеспечить трехсменную работу - как минимум 3 человека экипажа, и одного запасного, то есть 4 человека весом в среднем по сто килограмм, и плюс продукты, холодильник и воду для них, плиту разогрева пищи и стол, спасательные средства, легкие кровати - это значит общий вес полезной нагрузки около одной тонны, и плюс вес конструкции дирижабля - тоже около тонны, значит суммарный вес дирижабля - порядка двух тонн, а поскольку объем несущего газа в один кубометр вытесняет 1,3 кг воздуха, то значит объем такого дирижабля всего лишь 2 тысячи кубометров (2000
Иллюстрация из открытых источников. Малый дирижабль в небе
Иллюстрация из открытых источников. Малый дирижабль в небе

Дирижабль ледовой разведки

Автор Олег Германович Тесленко

2021 11 30

  • Президент России отдал приказ обеспечить круглогодичное транзитное плавание морских транспортных судов по всему Северному морскому пути. И если летом кое-как это еще можно выполнить, то зимой будут большие трудности. И одна из них - это отсутствие полноценной авиаразведки, то есть командиры ледоколов темной полярной ночью будут практически лишены представления о состоянии льдов на всем протяжении Северного морского пути. Хотя с одной стороны появилась космическая разведка - то есть космические спутники, а с другой стороны у каждого ледокола имеется собственный вертолет, но зато почти совсем исчезла базовая патрульная авиация - все старые самолеты типа Ил-14 давным-давно сгнили. А космический спутник ночью во время полярного сияния вряд ли что увидит. Тем более если летом хорошо видны разводья чистой воды абсолютно свободные ото льдин и наоборот - области воды покрытые льдами, то зимой вся поверхность воды покрыта льдом, вот только разница есть - где-то лед толще - многолетний торосистый паковый, а где-то лет тонкий однолетний и даже одно-двухмесячный, но со спутника эту разницу не отличишь. Так же есть огромные трудности с использованием бортовых вертолетов. Если летом вертолет может летать более менее спокойно, то зимой холодно и есть огромная вероятность обмерзания, от чего вертолет в полете покроется льдом и рухнет в воду. А также есть и трудность взлета и посадки. При штормовом ветре судно-ледокол имеет и бортовую и килевую качку - так что взлететь и сесть вертолету очень трудно и велика вероятность аварии или даже катастрофы при взлете или посадке. К тому же время полета вертолетов довольно мало, и далеко впереди курса ледокола они улететь не могут.
  • Поэтому для обеспечения круглогодичной навигации морякам очень желательно иметь в своем распоряжении такие летательные аппараты, которые могли бы совершать наблюдения далеко впереди по курсу перед караваном судов с ледоколами - за сотни миль.И чтобы эти летательные аппараты не боялись бы ни обледенения, ни штормового ветра, а в случае какой-либо неисправности запросто смогли бы садится на торосистый лед или прямо на штормовую поверхность океана и спокойно плавать на его поверхности. Причем большую скорость для таких наблюдательных аппаратов иметь вовсе не обязательно - наоборот - желательно чтобы они летали как можно медленнее - чтобы наблюдатели с них имели бы возможность разглядеть примерную толщину льда, а еще лучше если бы такой ЛА смог бы медленно тащить на тонком тросике за собой устройство типа обычных пластмассовых саней с пенопластом и с ультразвуковым прибором для измерения толщины льда.

По мнению автора наилучшим летательным аппаратов для северных широт должен стать небольшой патрульный дирижабль для авиаразведки. Совсем несложно определить его размеры и вес. Так как для наблюдения достаточно всего одного человека, то учитывая что дирижабль сможет находится в полете очень большой срок - примерно неделю, то есть порядка 200 рабочих часов, то значит надо обеспечить трехсменную работу - как минимум 3 человека экипажа, и одного запасного, то есть 4 человека весом в среднем по сто килограмм, и плюс продукты, холодильник и воду для них, плиту разогрева пищи и стол, спасательные средства, легкие кровати - это значит общий вес полезной нагрузки около одной тонны, и плюс вес конструкции дирижабля - тоже около тонны, значит суммарный вес дирижабля - порядка двух тонн, а поскольку объем несущего газа в один кубометр вытесняет 1,3 кг воздуха, то значит объем такого дирижабля всего лишь 2 тысячи кубометров (2000 м3). Для сравнения: Объем и вес гигантский дирижаблей прошлых времен 200-500 кубометров, а объем дирижабля Нобиле "Италия" около 18 - 20 тысяч кубометров - то есть в 10 раз больше предлагаемого патрульного дирижабля. Диаметр примерно 10 м, и длина 40 м.

Иллюстрация из открытых источников. Дирижабль надо льдами Северного Ледовитого океана
Иллюстрация из открытых источников. Дирижабль надо льдами Северного Ледовитого океана

Всем известны достоинства дирижаблей, еще с 1970 годов прошлого двадцатого века автор читал про них множество статей в журнале "Техника-молодежи", вот только в массовую эксплуатацию до сир пор их не запустили. И это не просто так для этого имеется огромная причина. Как всем известно - еще в 1937 сгорел гигантский дирижабль "Гинденбург". Все ошибочно думают будто он сгорел из-за горючего несущего газа водорода, потому, что американцы отказались продавать немцам негорючий гелий. А на самом деле на Гинденбурге впервые была применена несущая оболочка из горючей пленки подобной пороху - как горючие фотокиноленты прошлого века. Но сейчас давным-давно в качестве несущего газа применяется негорючий гелий и оболочка изготавливается только из абсолютно негорючего материала. Однако, в этом и кроется подвох.

Иллюстрация из открытых источников Дирижабль  Нобиле
Иллюстрация из открытых источников Дирижабль Нобиле

Дело в том, что гелий - это очень дорогой газ, фигурально говоря - выпускать гелий наружу в атмосферу, это все равно что выбрасывать золото. А ведь дирижаблю требуется время от времени уменьшать или увеличивать высоту своего полета. Раньше для этой цели на дирижаблях и воздушных шарах использовался простой способ: ибо сбрасывали на землю мешки с песком, либо выпускали через верхний клапан немного несущего газа - водорода. Но водород несмотря на то, что он очень горючий, зато в противовес гелию водород очень дешевый, и его можно получить в огромных количествах прямо из воды методом электролиза. Поэтому и выбрасывать водород можно без зазрения совести. А если выбрасывать гелий - то можно быстро разорится. Но как же тогда регулировать высоту полета на гелиевом дирижабле?

Всем известно что существуют тепловые аэростаты с очень простым принципом действия: у них газовая горелка нагревает воздух внутри оболочки, а как известно теплый газ легче холодного, и за счет этого они летают. Но на самом деле такие аппараты крайне неэкономичны, потому, что теплый воздух создает подъемную силу в 3 раза хуже чем водород или гелий. И поэтому тепловые аэростаты годятся только для коротких прогулочных полетов. Но сам принцип увеличения подъемной силы за счет нагрева очень интересен и его можно использовать с большим эффектом. Дело в том, что дирижабли движутся вперед за счет работы двигателя - либо обычного авиационного бензинового, либо за счет турбины небольшой мощности. Но в любом случае двигатель внутреннего сгорания выбрасывает в атмосферу горячие выхлопные газы с температурой порядка 400 градусов Цельсия. И вот вместо бесполезного выбрасывания в атмосферу можно поставить внутри оболочки дирижабля длинную тепловую трубу в которую направлять горячие выхлопные газы. И тогда выхлопные газы нагреют несущий гелий внутри оболочки, от чего он расширится и увеличит свою подъемную силу. А если пилоту нужно наоборот уменьшить высоты, то он просто перекрывает байпасный клапан и выпускает выхлопные газы двигателя в атмосферу без совершения полезной работы. Таким образом можно легко регулировать высоту полета дирижабля без выброса в атмосферу дорогого несущего газа.

НО кроме этого возникает и еще один очень полезный эффект. Как всем известно в Арктике из-за обледенения потерпел катастрофу дирижабль "Италия" инженера Нобиле. Но не только он - а все самолеты и вертолеты боятся обледенения и поэтому передние кромки крыльев и лопастей имеют противообледенительную систему, но все равно этим летательным аппаратам запрещается летать в условиях обледенения, что для Арктики - самое обычное состояние погоды. А вот дирижаблю с внутренним подогревом несущего газа так, что его оболочка будет нагрета примерно до 100 градусов ц

Цельсия никакое обледенение совершенно не страшно. Лед просто не сможет намерзать на горячую обшивку. Там и не нужна сильно большая температура - вполне хватит даже 10-20 градусов выше ноля.

иллюстрация из открытых источников. Российский дирижабль в небе.
иллюстрация из открытых источников. Российский дирижабль в небе.

В отличие от самолетов ледовой разведки дирижабль сможет нести несколько светодиодных прожекторов, причем не жестко закрепленных, а таких которые пилот сможет наводить в нужную ему точку поверхности. А также дирижабль может иметь радиолокатор для определения толстых торосистых льдов на больших расстояниях в десяток километров от летательного аппарата. А кроме того дирижабль может тащить за собой на тросике небольшие санки с ультразвуковым прибором измерения толщины льда. И еще одно замечательное свойство дирижабля по сравнению с самолетом - самолет в принципе не может летать медленнее 200 километров в час, потому, что подъемная сила его крыльев зависит от скорости, и при малой скорости любой самолет просто упадет. А из-за большой скорости самолета пилоту очень трудно определить на глаз и толщину льда, и наиболее выгодный путь для ледокола или транспортного судна в разводьях льда. Тогда как дирижабль может лететь очень медленно - со скоростью пешехода, или даже вообще остановится в воздухе над интересным местом.

Поэтому автор идеи Олег Германович Тесленко предлагает правительству заказать проектирование и постройку опытно-экспериментального образца небольшого дирижабля.

Вы можете отправить автору какую-нибудь сумму на кошелек Ю-моней 4100118427675534