Стивен Спилберг для многих остаётся мастером кино, предназначенного для семейного просмотра. А этот тип кинематографа достаточно ограничен в жанрах. Хорошие семейные фильмы получаются из комедий и приключений. А вот ужастики ассоциируются с этим направлением в последнюю очередь. И всё же, многие, даже самые «детские» работы режиссёра содержат по-настоящему пугающие сцены, а минимум 5 фильмов Спилберга можно причислить к «страшному» жанру.
«Дуэль» / Duel (1971)
Американец средних лет Дэвид Манн после ссоры с женой уезжает на своей машине по делам в другой город. По пути к месту назначения он встречает на загородной трассе грузовик с цистерной, на которой красуется надпись «Огнеопасно». Водитель грузовика ведёт себя крайне странно. Он то пропускает легковушку Дэвида вперёд, то обгоняет её. Очень скоро эта игра на дороге в кошки-мышки становится смертельно опасной. Дэвид понимает, что ему придётся вступить в схватку с незнакомцем за рулём тяжеловоза и любым способом победить в ней, а иначе домой, к сварливой жене, он уже больше никогда не вернётся.
Первый полнометражный фильм Стивена Спилберга, по которому сразу же стало понятно — в Америке появился новый киногений. Он умудрился за крайне небольшие деньги (400 тысяч долларов) и за крайне ужатые сроки (всего лишь 12 съёмочных дней) создать крайне напряжённую, эффектную (без спецэффектов!), жутковатую ленту. «Дуэль» изначально снималась для телевизионных показов, но увидев, что получилось у дебютанта, студия попросила его доснять ещё несколько сцен до полноценного метража, и выпустила картину в театральный прокат. В «Дуэли» можно обнаружить зачатки будущих хитов Спилберга, от «Челюстей» до «Индианы Джонса».
«Нечто злое» / Something Evil (1972)
Режиссёр рекламных роликов по просьбе жены покупает фермерский дом на живописном поле. Женщина рассчитывает, что это станет идеальной обителью для них и двух их маленьких деток. Её даже не смущает предупреждение владельца о том, что место это очень странное. Вскоре ей предстоит узнать, что тот имел в виду. По ночам ей начинает слышаться детский плач, а её рыжеволосый сынишка вдруг становится необъяснимо злым к животным и даже к младшей сестре.
Скромный дешёвый ужастик продолжительностью чуть больше часа, в котором совершенно не чувствуется талант Стивена Спилберга. Разве что, в умении создавать гнетущую атмосферу и неплохую динамику при помощи необычных ракурсов и изобретательного монтажа. Сам Спилберг «Нечто злое» не любит и впоследствии говорил, что студийное начальство не давало ему снимать так, как он хотел. С другой стороны, данный фильм можно считать репетиций «Полтергейста», который Спилберг впоследствии спродюсирует — у двух фильмов есть сюжетное сходство.
«Челюсти» / Jaws (1975)
После переезда из Нью-Йорка на остров Эймс шериф Броуди вместе с семейством наслаждается идиллической жизнью и «непыльной» работой. В этом тихом, почти райском уголке не бывает преступлений, страшнее парковки машины в неположенном месте. Однако, однажды утром на побережье находят чудовищно изуродованное тело молодой девушки, а вскоре количество смертей начинает стремительно расти. Опасность исходит из моря и, казалось бы, обезопасить островитян легко — достаточно закрыть пляжи и запретить купаться. Вот только тогда курорт останется без главного «манка» для туристов. И шерифу Броуди приходится метаться между долгом перед людьми и экономическими интересами мэрии. Выход у него один — поскорее уничтожить акулу-людоеда, объявившуюся в местных водах.
«Челюсти» — безусловный шедевр зрелищного кинематографа и первый официальный «блокбастер», сформировавший главную формулу фильмов такого типа: «большие вложения в производство + не меньшие затраты на рекламу = сверхприбыли». Впрочем, лучший из фильмов на «акулью» тему вписал себя в историю кино не только этим. «Челюсти» — невероятно талантливая картина, внимательная к деталям и насыщенная врезающимися в память сценами. Она увлекательная, она местами смешная и очень-очень страшная. Страшно становится от одной только «акульей» мелодии, которая до сих пор, вот уже почти полвека, остаётся одной из самых узнаваемых киномузык. Кроме того, в «Челюстях» у Спилберга чуть ли не лучшие свои роли сыграли сразу несколько видных актёров: Роберт Шоу, Ричард Дрейфус, Мюррей Хамильтон и, конечно, Рой Шайдер.
«Парк юрского периода» / Jurassic Park (1993)
Несколько учёных получают приглашение от эксцентричного магната Джона Хэммонда, который специализируется на создании парков развлечений. Тот нанимает их для проверки своего нового творения — «Парка юрского периода», который расположен на отдалённом острове. Вместе с палеонтологом, палеоботаничкой и математиком, увлечённым теорией хаоса, первыми посетителями нового парка становятся внук и внучка Хэммонда. Вот только «аттракционы» в новом парке не слишком расположены развлекать гостей. Скорее, они предпочитают посетителей скушать, ведь населяют «Парк юрского периода» самые настоящие динозавры, которых клонировали на основе найденных при археологических раскопках ДНК.
Чаще «Парк юрского периода» причисляют к приключенческому семейному кино, но, если разобраться, это классический фильм ужасов про взбесившихся животных. В нём немало по-настоящему страшных сцен и имеется даже расчленёнка, что вообще нехарактерно для семейного кино. Здесь даже падение машины, застрявшей в ветвях дерева, снято, как погоня дикого зверя за перепуганными людьми. Ну, а напряжению, какое создаётся в сцене на кухне, где за детьми гоняются велоцерапторы, позавидует любой «официальный» ужастик.
«Парк юрского периода. Затерянный мир» / The Lost World: Jurassic Park (1997)
После закрытия «Парка юрского периода» выясняется, что он был не единственным. Мало того, на втором таком же острове, не предназначенном для посещения туристов, динозавров выпустили в самостоятельное «плаванье», без оград и решёток. И вот на этот, заселённый доисторическими монстрами, простор собирается охотничья экспедиция, цель которой — отловить наиболее внушительных экземпляров и переправить их в Америку для показа в зоопарке. Понимая, насколько опасны такие планы, Джон Хэммонд просит математика Йана Малькольма возглавить группу людей, которые должны саботировать охоту на динозавров.
Сверхпопулярность «Парка юрского периода» обрекла кинематограф на скорый сиквел. Сварганили его всего через четыре года, что оказалось слишком коротким сроком для такого масштабного проекта. Продолжение оказалось заметно менее удачным, вероятно, ещё и потому, что в нём Спилберг почти отказался от ужасов и сделал широкий шаг в сторону действительно семейного кино. Напряжённых и захватывающих сцен тоже хватает (у кого не захватит дух при виде того, как два тираннозавра спихивают с обрыва тяжеленный трейлер с людьми внутри?). Но страха они почти не вызывают. Исключениями можно считать сцену, в самом начале, где маленькая девочка подвергается нападению маленьких, но прожорливых «ящерок», да ту, в которой эти же «ящерки» преследуют отошедшего по малой нужде охотника.