Найти в Дзене
Altzapoved

Заповедные люди. Вячеслав Сахневич

13 февраля 2024 года исполняется 60 лет со дня рождения Вячеслава Викторовича Сахневича, работавшего в Алтайском заповеднике в 1986-2020 годы.

Вячеслав Сахневич. Фото: Евгения Дурнова
Вячеслав Сахневич. Фото: Евгения Дурнова

Родился Вячеслав в городе Житомир (Украина) 13 февраля 1964 года. После окончания школы, закончил профессиональное техническое училище, отслужил в армии. После армии трудился на Житомирском заводе «Промавтоматика». В 1986 году с молодой женой Мирославой приехал в гости к родственникам Мирославы в посёлок Яйлю, центральную усадьбу Алтайского заповедника. Поездка эта стала судьбоносной - супруги Сахневич решили остаться жить и работать в Алтайском заповеднике.

Мирослава и Вячеслав Сахневич приехали в Алтайский заповедник в 1986 году.  С тех пор их жизнь и работа на протяжении последующих более 30-ти лет была связана с Алтайским заповедником.

Вячеслав и Мирослава Сахневич. Кордон Язула. 80-е. Фото - Степан Денисов
Вячеслав и Мирослава Сахневич. Кордон Язула. 80-е. Фото - Степан Денисов

В 1986 году Вячеслава Сахневича приняли лесником на самый отдалённый кордон Алтайского заповедника – Язулу, расположенный в Язулинском лесничестве.

Вечер при керосиновых лампах, 1988 год. к.Язула. Фото из архива семьи Сахневич.
Вечер при керосиновых лампах, 1988 год. к.Язула. Фото из архива семьи Сахневич.

После двух с половиной лет работы в Язуле – в 1989 году, семью Сахневич перевели на работу в Яйлинское лесничество на кордон «Байгазан».

Мирослава и Вячеслав Сахневич на полевых работах. Фото: Эльвира Николенко
Мирослава и Вячеслав Сахневич на полевых работах. Фото: Эльвира Николенко

Работа и жизнь на заповедном кордоне кроме выполнения служебных обязанностей предполагает и ведение домашнего хозяйства.  В 90-е годы на Байгазане были две дойные коровы, телята, куры, гуси, утки, кролики и огромный перечень обязанностей.

Вячеслав Сахневич с сыном Богданом. Покос на кордоне. Фото из архива семьи Сахневич.
Вячеслав Сахневич с сыном Богданом. Покос на кордоне. Фото из архива семьи Сахневич.

Телевизора на кордоне не было, был только старенький проигрыватель и «море» пластинок.

Вячеслав, Мирослава и Богдан Сахневичи. Фото А. Паничев.
Вячеслав, Мирослава и Богдан Сахневичи. Фото А. Паничев.

Когда Богдану исполнилось 4,5 года, наконец-то приобрели первый телевизор и видеопроигрыватель. Смотрели кассеты с фильмами, а ребенок, в качестве бонуса за хорошее поведение получал «мультики»». Так год за годом пускали глубокие корни на кордоне теперь уже в полном составе семья Сахневич.

Богдан Сахневич на покосе. Фото из архива семьи Сахневич.
Богдан Сахневич на покосе. Фото из архива семьи Сахневич.

Обустраивали дом, облагораживали земельный участок, разводили живность и цветники, растили сына, который впоследствии радовал своими успехами – золотая медаль по окончании Горно-Алтайского республиканского классического лицея, поступление в Томский государственный университет.

Мирослава и Вячеслав. Фото Л. Ивашкина.
Мирослава и Вячеслав. Фото Л. Ивашкина.

Вячеслав Сахневич работал лесником, а потом государственным инспектором Алтайского заповедника. С 2015 по 2020 годы - смотрителем кордона «Байгазан».

Больше тридцать лет Вячеслав и Мирослава прожили на заповедном кордоне. Многие гости Алтайского заповедника и Телецкого озера знакомы с радушным приемом жителей Байгазана, а благодаря умению, неиссякаемой фантазии и трудолюбию Вячеслава и его супруги этот кордон не раз становился победителем в конкурсе «Лучший кордон Алтайского заповедника». На усадьбе кордона даже среди ухоженных грядок можно было обнаружить оригинальную альпийскую горку.

Евгений Дмитриевич Веселовский вспоминает интересный Случай из заповедной жизни, связанный с семьей Сахневич….

…К вечеру верховка стихла. Видавший виды «Прогресс» столкнули на воду и старенький 30-й «Вихрь» чихнул, прокашлялся и радостно затарахтел в предвкушении путешествия по зимнему Телецкому озеру. Лодка весело побежала по открытой воде и Яйлю быстро скрылось из виду. Но за мысом Ажи мы наткнулись на ледяные поля и пришлось довольно долго объезжать их, порой расталкивая льдины корпусом нашего судна. Перед кордоном Байгазан вновь вышли на чистую воду и к берегу причалили споро и надёжно. Обледеневшую лодку выдернули на свободные слани, слили воду, продёрнули двигатель и, захватив рюкзаки и лыжи, зашагали к поджидавшим нас хозяевам Байгазана – Мирославе и Вячеславу Сахневич, сотрудникам Алтайского заповедника. В жарко натопленной избе уже был накрыт стол: густой ароматный пар поднимался от больших кружек с чаем, нарезанный большими кусками свежий хлеб лежал добродушной горкой на широком блюде, а блюдца с клубникой и смородиной дополняли простой деревенский натюрморт. Хозяева кордона давно услышали натужный рев нашего «Вихря» и грохот разрываемых килем «Прогресса» льдин и заранее приготовили скромный перекус для усталых телецких путешественников. Потом был длинный лыжный переход по берегу до Артыбаша, откуда нам предстояло выехать в служебные командировки в Горно-Алтайск и другие города Западной Сибири для решения проблем по сохранению природы Алтая. Лодка осталась нас ждать на берегу Байгазана под присмотром лесника Вячеслава Сахневич.

В. Сахневич (слева). Беле. 1990-е. Фото А. Паничев
В. Сахневич (слева). Беле. 1990-е. Фото А. Паничев

Командировка затянулась и вместо ожидаемых трёх дней мы провели в городах больше недели. Из Артыбаша на Байгазан уже возвращались по льду, кромка которого за прошедшие десять дней продвинулась до мыса Ажи, оставив в ледяном плену наш «Прогресс». На кордоне к тому времени нас поджидали коллеги и земляки – научный сотрудник заповедника Елена Королева с двумя детьми и лесник Сергей Шевченко. И вновь горячий ароматный чай, свежий хлеб и душевное общение. Разморенные теплом и уютом кордона, мы с большой неохотой вышли к берегу, где нас ждал очищенный от льда и снега «Прогресс». Слава Сахневич помог вытащить лодку на лёд Телецкого озера, загрузить в неё рюкзаки и сумки и мы вместе с ним, поставив наш лайнер-ледокол на киль, потащили его в сторону мыса Янгыз-кош, где виднелась чистая вода. Лена Королёва со своими детьми бодро зашагала следом. Пять километров прошли довольно быстро, так как лёд был почти свободен от снега, сдуваемого частыми ветрами. Только изредка киль нашего «Прогресса» увязал в надувах и тогда на помощь спешила Лена со своими ребятишками и мы все вместе дружными усилиями освобождали лодку из снежного плена. И вновь ставили её на киль и катили к чистой воде, до которой оставалось всё меньше и меньше. А до кордона всё дальше и дальше. Не раз мы предлагали Славе возвращаться назад, но он упорно отказывался и продолжал толкать-катить «Прогресс» по льду Телецкого озера к мысу Янгыз-кош. И настал момент, когда у самого мыса, не доходя каких-то пятьдесят метров до чистой воды, лёд под нами стал предательски потрескивать. Посадив детей в лодку, мы с осторожностью продолжили наш путь. Однако Телецкое озеро не позволило нам добраться до воды – лёд под лодкой и нами пошёл трещинами. Все успели запрыгнуть в «Прогресс». Все, кроме Славы Сахневич, который провалился в воду по пояс, но успел выскочить на надёжный лёд. Не останавливаясь, уже на бегу, Слава пожелал нам счастливого пути и припустил лёгкой рысью к Байгазану, дымок из трубы которого виднелся в пяти километрах. А мы, опустив лодочный двигатель в воду и посадив на нос для противовеса мощного Сергея Шевченко, двинулись через льды к Яйлю. И было это в середине интересных и трудных 90-х годов прошлого века…..

За годы жизни на заповедном кордоне Мирославе и Вячеславу не раз приходилось наблюдать жизнь диких животных, приходящих к заповедной усадьбе понаблюдать за жизнью людей, а при случае угоститься чем-нибудь. "Встреча человека в природе с дикими животными, пусть и некрупными, всегда воспринимается с неким восторгом, если конечно эта встреча не несет угрозы жизни и здоровью самому человеку. Живя на заповедном кордоне не один десяток лет, мы так и не смогли привыкнуть к неожиданным появлениям таежных жителей в окрестностях жилой зоны кордона. Во-первых, всегда с радостью отмечаешь, что они, животные, в тайге есть в принципе, просто не всегда показываются человеку на глаза, хотя следы их жизнедеятельности отмечаются нами регулярно. Во-вторых, такие «неожиданные» встречи дают возможность человеку наблюдать поведение животных в их естественной среде обитания и связанные с ним какие-то интересные случаи, происходящие при контакте с человеком", - рассказывает Мирослава.

Так, однажды в гости к сотрудникам заповедника заглянул лесной житель - горностай.

Горностай. Фото: Мирослава Сахневич
Горностай. Фото: Мирослава Сахневич

Практически каждый год из заповедной тайги на усадьбу заглядывают медведи.

След медведя в усадьбе кордона. Фото: Мирослава Сахневич
След медведя в усадьбе кордона. Фото: Мирослава Сахневич

Жизнь кордона, как и любого поселения заповедника особенна во всем. Оторванность от мира, тишина, одиночество, заставляет человека жить по другим правилам. Здесь, как нигде больше, сливаешься с окружающим миром, становишься его неотъемлемой частичкой, наблюдая пробуждение природы весной и затихание лесной жизни ближе к зиме. Для людей, далеких от дикой природы, рассказы о жизни на кордоне всегда вызывают интерес, восхищение, а иногда и недоумение. Те, кто живет на кордонах заповедника не один десяток лет, не видят в этом никакого героизма, принимая все перипетии такой жизни как должное. Рассказы о визитах лесных обитателей прямо к жилищу человека вызывают восторг наряду со страхом, а для жителей кордона такие случаи - обыденное явление. Практически постоянно Мирослава и Вячеслав совершали обходы по окрестностям кордона, отмечая интересные явления, происходящие в природе.

Вячеслав Викторович Сахневич
Вячеслав Викторович Сахневич

Коллектив Алтайского заповедника поздравляет Вячеслава Викторовича с юбилеем, желаем здоровья и всего самого наилучшего!