Под одной из статей получила вот такой комментарий:
Что хочу сказать на эту тему? Про окна.
Год назад, когда я описывала историю Гриши, там я упомянула, что считаю, что Грише в итоге помогли именно занятия.
Я это назвала - пришло время, или вот сильно по умному "открылось окно нейропластичности".
И это здорово, что такое бывает. Что есть эти окна. И что в них можно просочиться.
Но... к сожалению, чаще всего к 14 годам (да и к 10 тоже) аутичного сложного ребёнка никто ни в какие окна уже не стучится, серьёзных коррекционных занятий уже нет, потому что... а кто тот святой, что будет заниматься с плохо говорящим аутичным подростком? А главное ЧЕМ? Звуки? Речь? Что?
Он аутист. И не очень простой. Это если про Гришу, которого очень приятно считать "почти нормальным". Но это не так)))
А если не такой как Гриша, а ещё сложнее. Без речи, как средства коммуникации. Без... присутствия в жизни постоянных систематических занятий...
То что?
То окно нейро или не нейро, любое окно откроется, постоит и закроется...
Его даже не заметят...
И будет вынесен вердикт, что дети не развиваются. Вот как... научился чему-то лет до 10, так и всё.
Больше ничего. Только регресс... А потом почему-то мамы взрослых детей жизнерадостно пугают мам малышей, что придёт пубертат и накроется всё ваше "он развивается" медным тазом вообще.
ГМ...
Что я про это думаю?
Я, как попугай, думаю одни и те же вещи уже годы))) И пишу о них так или иначе 3.5 года здесь.
У ребёнка должен быть:
1. Режим.
2. Систематические занятия с родителями.
Второй вытекает из первого.
Почему? Потому что занятия должны быть систематическими. Чтобы они таковыми были, нужен режим.
Не "давай поиграем", когда есть время, а каждый день мы занимаемся.
Да... И я считаю, что это не про специалистов, а про родителей (маму или папу, или другого родственника).
Почему?
Потому что... придёт день и какие-то занятия на стороне закончатся. Это такое неожиданное знание, когда ребёнку лет 5-10. Но да, придёт день и вам станет не к кому водить своего сложного ребёнка. А если, вся его реабилитация построена вокруг очень хороших специалистов, а Вы просто водите и сами... ничего с ним вообще делать не умеете и не можете, ни почитать привлечь не можете, ни просто вместе... порисовать, то, когда будут открываться эти самые "окна", вы, даже, если и увидите их, не сможете ничего сделать, ничего предложить ребёнку, потому что привычки с вами заниматься и навыка у ребёнка нет...
Пример. Вы вдруг увидели, что ваш... "ребёнок" лет 14 вдруг начинает говорить. Звуки. А логопеда уже давно нет. Потому что он не говорит же ж. А делать то что? Куда бежать? К логопеду конечно же (при наличии средств). Побежали. Но... ему 14, он аутист... он не совсем умеет работать... систематически. И уж точно над речью работать не сможет.
Что делать?
Окно, очевидно, вот оно, открылось. Надо вызывать речь. Она сама вроде как "идёт".
Но... Кто это будет делать?
Никто...
Время пришло и ушло. Окно открылось и закрылось...
А потом вы будете рассказывать, что да... он вроде больше "говорил" в 14, а сейчас ему... 17 и он вообще молчит.
Да...
---
Итак.
Я, как попугай, считаю, что у родителей должны быть систематические занятия с детьми. Не обязательно за столом, не обязательно это должны быть учебные какие-то моменты. Но навык взаимодействовать со своим сложным ребёнком должен быть. Умение его учить... должно быть. Как бы сложно это ни было.
А это оооооооочень сложно. Я бы даже сказала, почти невозможно.
Но, если этого не будет, то можно пропустить те самые окна нейропластичности, которые выпадают как "последний шанс" в развитии сложных детей.
Конец.