В продолжение тверской темы моей предыдущей статьи.
5 января 2024 года. Температура за бортом -23 градуса. Очень хорошо, теплее вчерашнего дня. Погода - невероятно солнечная.
Сегодня на экскурсию по Морозовскому городку собралось аж человек 15 (вместе с Вероникой - нашим экскурсоводом). Почему такой ажиотаж, да еще в такой мороз? Постараюсь объяснить ниже.
Сразу оговорюсь, в своей статье я не ставлю цели в подробностях рассказать про историю Морозовского городка (здесь я далеко не специалист). Есть замечательные источники, где можно почерпнуть эту информацию. Либо еще лучше – сходить на экскурсию. Мне же хочется поделиться своими впечатлениями от прогулки по нему, порассуждать, обратить внимание на какие-то, на мой взгляд, интересные факты, поделиться морозными фотографиями.
Долгие годы для меня не существовало «Морозовского городка», а был «Двор Пролетарки». По слухам, крайне страшное и маргинальное место, куда лучше не соваться. Так и жила, обходя это место стороной, издали поглядывая на загадочные здания из красного кирпича. Тогда мне и в голову не могло прийти, насколько уникальное это место.
Уже в студенческие годы невольно стала узнавать, что скрыто за этой страшной маской Дворов Пролетарки. В 2019 году я попала на сборную экскурсию местного краеведа, исследователя Морозовского городка - Дмитрия Груздакова. Тогда передо мной прямо рухнула завеса тайн этого места.
Я узнала, что «Морозовский городок» - уникальный памятник общественной и промышленной архитектуры второй половины XIX – начала XX века. Обладатель высшей награды на Всемирной выставке в Париже в номинации «Жильё для рабочих».
Это целый комплекс промышленных, жилых, социальных, хозяйственных зданий с чрезвычайно интересной историей. Между прочим, один из первых микрорайонов в России, созданных с нуля.
Спустя 5 лет, на одной из лекций цикла «Архитектурный ликбез от Вероники Эстер», я услышала интересные факты о Морозовских казармах, которые буквально «зацепили» меня. Учитывая сложившеюся нынешнюю ситуацию и крайне неопределенное будущее Морозовского городка, я решила снова наведаться туда с экскурсией. И экскурсию хотелось именно от Вероники, т.к. её подача материала просто завораживала.
А что случилось с Морозовским городком? К чему такая спешка?
Любому старинному зданию нужен должный уход. Время не терпит безответственности и стремительно разрушает его. К большому сожалению, это происходит и с нашим Морозовским городком…
Годами никто не занимался ни реконструкцией, ни реставрацией, ни ремонтом. Здания ветшали и снаружи, и изнутри. Коммуникации ветшали вместе со зданиями. Жить в таких условиях становилось всё сложнее. Предполагаю, что кто мог – продал комнату/квартиру за небольшие деньги и уехал. Казармы стали скоплением большого количества людей, ведущих асоциальный образ жизни. Им точно не было дела до качества их жизни, тем более до ценности архитектуры и т.д. и т.п.
А небольшому количеству оставшихся приличных людей что-то предпринимать было не под силу (ни финансово, ни морально, ни физически). Скорее всего, поддерживали они только своё помещение. Исходя из всей этой неблагоприятной ситуации, у большинства жителей Твери складывалось негативное отношение к этому микрорайону города.
Тверские новости то и дело пестрели заголовками: «В морозовских казармах пожар…потоп...обрушение…и т.д. и т.п.». И одна новость страшнее другой. Казармы превратились в какие-то трущобы в центре Твери. Былое величие затмилось горечью людей, проживающих в них. Кто в этом виноват?! Оставлю этот вопрос...
Долгое время шли пустые разговоры о том «что делать?». Лишь с 2021 года власти начали реализацию программы реновации Морозовского городка. Жителей стали переселять в новостройки. Казармы опустели…
Теперь, по обещанию властей, «Морозовский городок должен стать новым деловым, культурным и туристическим центром города Твери. Он преобразится в многофункциональный кластер с современным жильем и общественными пространствами».
Прошло около года с переселения жителей. Никакого строительства не наблюдается. Более того, обещанная «консервация» оказалось ничтожной. По факту, казармы просто бросили. Асоциальные элементы тащат из казарм всё, что видят. Безжалостно срезают все металлическое, включая знаменитые ажурные чугунные лестницы казарм. Порою на глазах у одного-единственного «охранника», которого видели 3,5 человека…
Еще в 2019 году во время экскурсии Дмитрия Груздакова я не успела заглянуть в казарму (ул. Двор Пролетарки, 119), посмотреть на прекрасную чугунную треугольную лестницу. Потом всё откладывала каждый год... Вот и лестницы нет, на металлоломе где-то валяется...
В казармы потянулись бомжи, разжигающие внутри костры для обогрева и устраивающие пожары… Внутри сейчас – ужасающее зрелище. Мы заглянули в одну из казарм после экскурсии. Сейчас доступ без специального снаряжения есть только на первые этажи, т.к. все лестницы посрезали… Внутри казармы превратились в помойку. Всё перевернуто вверх дном, кучи мусора, темнота, куча опасностей. Желания задерживаться там не было…
Теперь, дорогой читатель, Вы понимаете, почему Морозовский городок ускользающий…
А теперь, давайте перенесемся от этого ужаса на несколько веков назад, в 19 век.
Простой крепостной крестьянин – Савва Васильевич Морозов (основатель династии Морозовых), выкупает себя, свою супругу и 5 своих сыновей из крепостной зависимости. Наживает немалый капитал и основывает несколько фабрик, в том числе Тверскую прядильно-ткацкую мануфактуру. Когда нам Вероника рассказала эту историю, мы были в шоке от находчивости и целеустремленности этого потрясающего человека!
В середине 19 века были взяты в аренду земли, началось строительство фабрик под руководством Тимофея Морозова (по поручению отца, Саввы Васильевича).
Наша экскурсия как раз началась с «сердца» Морозовского городка – бумагопрядильной фабрики. На минуточку, это первое пятиэтажное здание Твери! Во времена расцвета мануфактуры работали здесь круглосуточно, посменно. В свое время мануфактура стала ведущим предприятием всей Российской Империи.
В советское время после национализации фабрика стала именоваться «Пролетаркой». Потом долгое время стояло брошенным, пока не перешло в частные руки. Инвесторы сделали из него ультрасовременный офисный центр «Этажи», проведя реконструкцию. При этом, им удалось сохранить дух и исторический облик здания. Это крупнейший в истории города инвестиционный проект подобного рода.
Вокруг фабрики все и закрутилось...
На производство требовалось большое количество рабочих рук. Началось масштабное строительство жилья для рабочих (так называемые, «Морозовские казармы») под управлением Тимофея Саввича.
Городок долгое время был практически на полном самообеспечении. Многое делали сами, на вспомогательных производствах: знаменитый «морозовский кирпич», чугунные лестницы, продукты питания и т.д. и т.п. В начале 20 века даже энергосиловое хозяйство было свое (ТЭЦ, ставшая первой городской, действует и по сей день).
Производство расширялось и расцветало сначала при Тимофее Саввиче, потом при его племяннике Абраме Абрамовиче, а потом и при жене Абрама Абрамовича – Варваре Алексеевне Морозовой. Вероника рассказала нам много интересных историй из жизни Варвары Алексеевны, которые вызывают только восторг и уважение. Стоит отметить, что масштабное развитие социальной сферы рабочего городка происходило во многом благодаря деятельности Варвары Алексеевны, которая с малых лет мечтала «всю жизнь свою посвятить на добро».
Чего здесь только не было: народный театр, школа, детский сад, богадельня, родильный приют, пожарное депо, магазины. И даже обсерватория!
Надо понимать, что, в основном, всеми этими удовольствиями пользовались служащие. Обычным рабочим после длинных тяжелых смен было не до книг, спектаклей и звёзд. У них были свои цели. Тем не менее, возможность пользованием всей социалкой была у всех. Например, были открыты школы для детей и неграмотных взрослых.
Еще при жизни Варвары Алексеевны в 1910 году архитектором В. Терским была построена Казарма № 70, названная «Дом имени Варвары Алексеевны Морозовой».
Это дань уважения за её вклад в развитие Морозовского городка, который, по сути, стал городом в городе. В народе казарма наиболее известна как «Париж», однако это не совсем правильно так её называть. Есть несколько версий такого народного названия: одни связывают с победой на Всемирной выставке в Париже 1900 года, другие с возможным участием проекта казармы на Парижской выставке 1908 года, третьи – из-за схожести архитектуры с Нотр-Дам де Пари. Четвертые же считают, что такое «прозвище» зданию придумал советский прозаик Борис Полевой, который работал на текстильной фабрике.
А еще нам рассказали, что на месте нынешнего частного сектора, находящегося как раз за Казармой №70, в те времена для рабочих также был построен целый посёлок частных домиков по английским проектам, с характерной четырехскатной крышей.
Сыновья Варвары Алексеевны (Иван и Михаил Абрамовичи) до самой революции успешно вели свое дело. Что было потом - я описала в начале статьи.
Мы гуляли больше 2-х часов. Почему-то казалось, что мороз «кусается» сильнее вчерашнего (хотя градусы говорили, что сегодня теплее). Но мы не хотели останавливаться, с открытым ртом (правда, прикрытым шарфом) слушая истории Вероники.
Я в прошлой статье писала о мастерстве подачи материала. И в этой повторюсь. Экскурсовод - это как учитель. Один и тот же материал можно преподать по-разному. Качество проработки материала тоже может быть разным. Я рекомендую этого гида не из каких-то корыстных побуждений, а исключительно опираясь на свои эмоции после экскурсии. Мне было безумно интересно и нескучно, что немаловажно! Поэтому, я благодарна Веронике за её прекрасную экскурсию!
К слову, один из неожиданных фактов, вскрывшихся на экскурсии: со двора нынешних "Этажей" оказывается стоял памятник... Ленину. Ленин "пропал", а постамент до сих пор остался...
Экскурсия наша закончилась у домов служащих, за Тьмакой.
2,5 часовой прогулки на морозе нам, видимо, оказалось недостаточно. Поэтому мы с мужем отправились заглянуть внутрь одной из казарм (ул. Двор Пролетарки, 17). А потом продолжили свою пятикилометровую дальнейшую прогулку в сторону дома.
На душе были смешанные чувства: восхищения и ужаса. Полагаю, такие чувства возникают у любого, кто здесь побывает...
По пути я размышляла: почему все так? Что будет дальше с Морозовским городком? Возможно ли возрождение?
Мне кажется, властям надо провести хорошую грамотную работу по привлечению инвесторов. Только частными руками Морозовский городок может быть превращен в интересное пространство (это в идеале). Либо восстановление зданий под разные обособленные задачи, лишь бы не дали им стереться... Есть же удачные примеры реконструкции/восстановления/частичного восстановления в Морозовском городке: офисный центр "Этажи" (бывшая Бумагопрядильная фабрика), Епархиальная православная школа (казарма по ул. Двор Пролетарки 15), бюро "Противопожарные системы" (бывшее пожарное депо).
На бюджетных деньгах Морозовский городок, скорее всего, рухнет... Может я не права конечно. Но время покажет, что будет дальше. Нам остается только искренне верить, что инвесторам останется, что реставрировать и реконструировать. И что когда-нибудь Морозовский городок вновь заиграет новыми красками!
Вот такие вот полуночные мысли =) Но, как гласит надпись на двери "Противопожарных систем": "Утро вечера мудренее". Так что ложимся спать с верой в светлое будущее=))
Вспомогательные источники:
https://projects.tverlib.ru/morozovsky_gorodok/
https://kraeved1147.ru/morozovskij-gorodok-tver/
https://samokatus.ru/morozovskij-gorodok-v-tveri/