«Я очень надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью при всей скорби нашей... Итак, я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили всё в истине, так и перед Титом похвала наша оказалась истинной. И сердце его весьма расположено к вам при воспоминании о вашем послушании, как вы приняли его со страхом и трепетом. Итак, радуюсь, что во всем могу положиться на вас» (2 Кор. 7:4, 14-16).
В 2 Кор. 7:4 Павел написал о своей любви к христианам в Коринфе, о своей «уверенности» (паррэсиа) в них. Его «похвала» (каухэсис) им была продолжением этой уверенности. Слово паррэсиа, переведенное как «надежда» (Синодальный Перевод), «доверие» (Современный Перевод), «вера» (Новый Русский Перевод) является общеупотребительным в Новом Завете, появляясь в нем тридцать один раз. Согласно Лексикону Бауера, это слово означает «состояние смелости и уверенности», что вполне соответствует контексту 7:4. Среди прочих значений словарь называет «мужество», «бесстрашие» и «дерзновение».
Уверенность Павла в коринфских христианах была той причиной, по которой он ими хвалился. Он возвращается к теме своей уверенности в братьях по вере в 7:16, где уже использует другое слово, форму глагола таррео. Как и существительное паррэсиа, глагол таррео подразумевает отсутствие сомнений в каком-то вопросе. Апостол не сомневался в любви и уважении коринфян. Слово таррео встречается в Новом завете шесть раз, из них пять раз в 2 Коринфянам, где оно переводится как «благодушествуем» (5:6, 8), «можем положиться» (7:16), «отважен» (10:1) и «твердая смелость» (10:2).
Тем, кто хорошо знаком с остальными посланиями Павла, его уверенность в коринфских христианах не кажется странной. То есть, она не кажется странной, пока мы не рассмотрим все причины, по которым Павел мог бы потерять в них уверенность. В первом послании к коринфянам Павел написал о том, как Аполлос впервые появился в этой церкви и заявил о себе братьям. Некоторые из верующих были очарованы им. Церковь раскололась на группировки; часть братьев отвернулась от Павла, уверенная, что именно Аполлос был тем лидером, который был им необходим (1 Кор. 1:12; 3:5-7).
Позднее последователи Христа из Иудеи, называющие себя Его апостолами, нашли себе сторонников в коринфской церкви (2 Кор. 2:17; 3:1-3, 14). Павел поспешил в Коринф из Эфеса в надежде спасти церковь от доктринального компромисса и постоянных распрей (2:1). Прибыв в Коринф, он столкнулся с открытым противостоянием, которое возглавил один из мятежных братьев. Все это очень огорчило и смутило апостола (2:6, 7; 7:11, 12). Это стало моментом испытания его уверенности в этой общине. Вместо того чтобы отвернуться от братьев, Павел сказал, что хвалил их перед Титом. В итоге, апостолу не пришлось стыдиться своих слов, так как «перед Титом похвала наша оказалась истинной» (7:14).
Постоянная вовлеченность Павла в дела коринфской общины свидетельствует о его усилиях построить сильную, жизнеспособную церковь Господа. Как и в других городах, труд Павла в Коринфе выходил далеко за пределы крещения людей во имя Христа для прощения грехов. Апостол не остановился на том, чтобы убедить коринфян, что Иисус из Назарета был воплотившимся Богом. Он видел свою задачу в том, чтобы научить их тому, что Закон был исполнен в крестной смерти Иисуса, что Бог воскресил Его из мертвых. Затем апостол приступил к строительству общины верующих, которые любили бы друг друга и действовали как единая сильная церковь. Именно в труде построения общин Павел либо добивался успеха, либо терпел неудачу.
Не раз и не два апостолу казалось, что его труд в Коринфе был напрасным. Мы можем не сомневаться, что, если бы Павел опустил руки, признав свое поражение, церковь в Коринфе прекратила бы свое существование, а ее члены вернулись бы в язычество. Но апостол был твердо намерен сражаться за эту общину. Он боролся со всеми и всем, что угрожало бы чистоте Христова учения, которое он им дал. Проблем в коринфской церкви было немало; некоторые христиане открыто предавались отвратительным грехам. Несмотря на незрелость и слабость церкви, Павел находил утешение в душах верных братьев, которых он привел к примирению с Богом.
Какой бы слабой ни была эта община, апостол был уверен, что последовательное научение и руководство приведут к построению сильной христианской церкви в этом городе. И он продолжал работать. Подобно миссионерам, которые на протяжении веков неустанно трудились в невообразимых условиях, Павел направлял все свои усилия на создание жизнеспособной общины. Для того чтобы направлять их к подобающей для Христового народа жизни, Павлу было необходимо найти в церкви ценные и добрые качества. Он хранил в своем сознании все хорошее, что знал о них, и, не колеблясь, хвалил их за их добродетели.
В наше время некоторые христиане доказывают, что церковные лидеры должны открыто клеймить грехи и решительно искоренять из общин согрешивших членов. Два имеющиеся у нас послания к коринфянам показывают, что Павел не боялся отважно противостоять сложным вызовам, когда это было необходимо. При этом апостол язычников стремился, насколько это было возможно, сглаживать острые углы, опираясь на то доброе, что было в братьях. В конце 2 Кор. 5 громко звучит тема «примирения», но дела примирения предстают перед нами в 2 Кор. 7. Пожалуй, более важным, чем уверенность апостола в коринфских христианах, было его желание хвалиться ими. Эта похвала была не ради его собственной славы. Павел высоко отзывался о коринфянах, чтобы побудить их стремиться к более высоким целям. Он ожидал от них веры и покаяния, и они оправдали его надежды.
Реклама. ООО «Система бронирования Путёвка». ИНН 7725851033