Какой самый опасный для кораблей участок морей? Бермудский Треугольник?
С его десятком пропавших кораблей -он просто щенок по сравнению с мелью Гудвина пожравший 2000(!) кораблей и около 50 000 человек за всю свою историю.
Со средних веков моряки зовут ее –«Великой Пожиратель Кораблей»
«В ночь с 26 на 27 ноября того года в Английском Канале свирепствовал сильный шторм. Десятки судов терпели бедствие, в эфире то и дело слышались призывы о помощи — от Pan-Pan до Мayday. В Ирландском море разломился пополам либерийский танкер «Уорлд Конкорд» водоизмещением свыше 35 тысяч тонн.
Потом чья-то радиостанция передала, что погас огонь плавучего маяка «Саут-Гудвин» огораживающего Мель Гудвина с юга. Попытка радистов спасательной станции Рамсгита выйти на связь с самим маяком ни к чему не привела.» (С)
С рассветом, когда шторм стал стихать, в воздух подняли самолет. Облетая Гудвинские пески, его пилот увидел плавучий маяк в северной части отмели- опрокинутым на правый борт и наполовину затопленным водой. Волны, смешанные с песком, перекатывались через него, а с борта отчаянно размахивал руками человек.
Еще через 30 минут подоспевший вертолет поднял на борт единственного уцелевшего из всей команды маяка.
Морским специалистам казалось невероятным, что катастрофа произошла с плавучим маяком—сооружением, специально рассчитанным на ураганной силы ветер и самый сильный шторм. Его 2 огромных грибовидных якоря могли удержать на месте не то, что тридцатиметровый маяк, а полноценный линкор.
Однако катастрофа произошла так быстро, что команда «Саут-Гудвина» даже не успела передать в эфир сигнал бедствия.
Авария якорных устройств? Внезапная потеря остойчивости? Злой умысел? Эти вопросы мучили специалистов. Но они так и не получили ответа. Единственный очевидец трагедии—Рональд Мартон — не смог помочь им. Он не был членом экипажа «Южного Гудвина». Он был орнитологом- его командировали на маяк для наблюдений за перелетом птиц.
Мель Гудвина утащила в пески очередной корабль и всю его команду…
Что это вообще за Мель Гудвина?
Это участок песков размером 13 на 5 км, недалеко от Англии. Начиная с первого зарегистрированного кораблекрушения в 1298г., более чем 2000 кораблей встретили здесь свой конец.
«Название «Великий пожиратель кораблей», как нельзя лучше характеризует крутой нрав этих обманчивых песков. В недрах этой мели покоятся несколько боевых трирем Юлия Цезаря, в 43 году н. э. вторгшегося на остров и покорившего обитателей Туманного Альбиона. Над триремами римлян лежат останки драккаров «жителей моря» - викингов Скандинавии. И те, и другие в свою очередь навечно прижаты дубовыми остовами тяжёлых галеонов «Непобедимой армады». Над испанскими галеонами в песках мирно спят вселявшие когда-то ужас в сердца ганзейских и венецианских купцов пиратские бригантины и корветы. Где-то рядом с ними покоятся английские фрегаты и барки 18 века, набитые чёрным деревом, слоновой костью и драгоценными камнями, вывезенными из Индии и Африки. Над всей этой канувшей в пучине зыбучих песков армадой парусников - корпуса современных сухогрузов и танкеров, и даже подводные лодки времён Второй мировой войны. Там же покоится немецкий бомбардировщик, который совершил вынужденную посадку на мель». (С)
Знаете, есть в мире места, оказавшись в которых люди говорят, что они «созданы Богом». Мель Гудвина же определено создавал Дьявол, причем лично.
Вы спросите -почему?
Судите сами:
1. Во время прилива глубина тут составляет около 5-15 метров, а время отлива пески выступают из воды на метр. Суда, попавшие на мель, во время отлива садились на твердый песок, который с началом прилива начинал намываться под один борт и «притягивал» судно к песку. Еще через 2-3 отлива этот же песок своим весом заваливал судно на борт.
Если же судно стояло носом к приливу -то вода начинала вымывать песок из-под центра судна, оно в какой-то момент провисало на носе и корме и переламывалось пополам.
Крутобокие суда средних веков при отливе заваливались на бок, а при приливе не успевали принимать правильное положение и вода просто захлестывала открытые люки, не давая судну всплыть.
2. Песок при начале прилива разжижался и превращался в плывун (зыбучие пески). Выскочившие на твердый грунт люди вдруг обнаруживали, что то что только что было сушей превратилось в жижу засасывающую ноги, шлюпки и сам корабль!
Если судно не сдергивали с песков до прилива (это всего несколько часов) больше вытащить его уже не удавалось.
3. Расположите данную мель в одном из самых судоходных мест в мире -проливе Ла-Манш и пусть она занимает треть от его ширины.
4. Добавьте постоянные туманы, затрудняющие видимость и ориентирование в пространстве и сильные течения во время прилива и отлива дважды в день. Кстати, на мелководье морская волна усиливается, приобретает дополнительную высоту и уменьшает амплитуду, а из-за течений могут возникать странные вариации этого волнения. Все это очень сильно ухудшает управляемость и опасно даже для современных судов.
5. В узком проливе между мелью и Островом расположите удобный порт Дувр и якорную стоянку, на которой суда дожидаются повышения приливом уровня воды в Темзе. Когда задует штормовой Западный Ветер -суда будет срывать с якорей прямо на мель. Время на реагирование будет исчисляться минутами или его не будет вовсе.
6. Если этого недостаточно для хорошо подготовленного капитана, то пусть мель еще и перемещается!
Как?
А вот так, приливная вода перемещает пески! Для понимания -за последние 30 лет мель сдвинулась почти на 4 км. И это в проливе шириной 30 километров!
7. А учитывая, что точные и массовые карты появились только ближе к 20 веку, а до 1810х мель вообще не имела маяков – это была зона экстремальной опасности вплоть до середины 20 века.
Не имея точной карты, ориентиров, в туманах, с ошибками в расчете местоположения из-за течений (когда штурман думает что только подходит к Дувру, а сам его уже прошел) - шансов попасть на мель даже днем было вполне достаточно. А ведь многие корабли приходили в порт к ночи или в темноте. Да и туманы в тех местах могут стоять несколько дней...
И даже несмотря на появившийся GPS -последняя авария тут датируется 1991 годом.
«Таким образом — Гудвинские Пески это прекрасный пример случайного сочетания самых неприятных качеств в одном месте. Как правило, корабли попадали на отмель во время сложных метеоусловий и терпели крушение. Любой оставшийся в живых оказывался на песчаной полосе, пытаясь привлечь внимание проплывающих мимо кораблей. Если помощь не прибывала в течение нескольких часов, начинался прилив и песок превращался в плывун, затягивающий останки кораблей и всех оставшихся в живых» (С)
Разумеется, вся история Мели Гудвина полна жутких легенд и леденящих душу историй начиная с самого начала ее появления.
Легенда гласит что на этом месте был остров Ламоа, церковники которого собрали деньги на строительство дамбы от подмывающего остров течения, но потратили их на украшение церкви и в результате остров ушел под воду, образовав мели.
Мель Гудвина упоминает Вильям Шекспир - в «Венецианском купце» говорится, что корабль Антонио с ценным грузом «потерпел крушение в этих стесненных водах, называемых Гудвинами, очень опасными, плоскими и смертоносными, где остовы многих судов покоятся».
Одна из самых страшных трагедий произошла в ночь с 26 на 27 ноября 1703 года, во время шторма, обрушившегося на эскадру адмирала Бьюмонта. Вот что написал «отцу» «Робинзона Крузо» Даниэлю Дефо командир уцелевшего корабля «Шрюсбари» Норхилл:
«Здесь страшный шторм, который, по всей вероятности, еще продолжится. Рядом с нами стоял корабль контр-адмирала Бьюмонта "Мэри". Это судно погибло вместе с адмиралом и 300 моряками. Почти со всей командой погиб и "Ристорейшн". Те немногие, кому удалось спастись, попали на наш корабль.
Шторм имел ужасную силу -наш корабль сорвало с якорей и пронесло в 60-80 ярдах от мелей, где мы насчитали около 40 торговых кораблей - покалеченных или полузатопленных. Мы с ужасом смотрели, как их моряки карабкались на мачты, взывая о помощи...»
Попытка предотвратить крушения с помощью установки стационарного маяка в 1807 году окончилась провалом -пески Гудвина просто поглотили две баржи гранитных глы и железных свай... Английским гидротехникам ничего не оставалось делать, как поставить плавучий маяк — «Норс-Гудвин».
Но «Великий пожиратель» продолжал неистовствовать. Наиболее тяжелыми утратами в то время были крушения в 1814 году английского линейного корабля «Куин» и бельгийского почтово-пассажирского пакетбота. Тогда ненасытный Гудвин засосал в свое чрево вместе с этими судами всех находившихся на них людей.
Укрощение Гудвинских песков шло почему-то удивительно медленно. Второй и третий плавучий маяк, «Вест-Гудвин» и «Саут-Гудвин», поставили спустя лишь почти четверть века после второго—в 1832 году, а четвертый — «Ист-Гудвин» — только через 42 года после третьего маяка. За это время Англию не раз потрясали сообщения о разыгравшихся на Гудвинских мелях трагедиях. Наиболее ужасной из них была катастрофа английского королевского парохода «Виолетта». Это судно, имея на борту несколько сот пассажиров, буквально исчезло в зыбучих песках на глазах подошедших на помощь спасателей...
Гибель такого количество людей не обошлась и без призраков, которых на мели видели регулярно. Самый известный из них трехмачтовая шхуна "Леди Лавин-бонд", следовавшая в Опорто и 13 февраля 1748 года потерпевшая кораблекрушение. Все находившиеся на ее борту люди утонули.
По легенде на борту находилась невеста первого помощника, некая Аннета. Однако она поддалась чарам капитана и брошенный первый помощник, убив рулевого, в ярости отправил корабль прямо в центр Гудвина.
"Каждые пятьдесят лет 13 февраля "Леди Лавибонд" видят в районе Песков Гудвина. Во время первого появления этого корабля-призрака в 1798 году его, как сообщают, видели команды, по меньшей мере, двух судов. Призрак выглядел настолько реально, что капитан корабля береговой охраны "Эденбридж" думал, что его судно вот-вот с ним столкнется.
В 1848 году корабль-призрак опять появился, и его гибель выглядела так реально, что моряки из Дила подумали, будто на самом деле происходит кораблекрушение. Они вышли в море на шлюпках разыскивать уцелевших, но не нашли ни людей, ни каких-либо следов кораблекрушения.
Леди Лавинбонд появлялась так же в 1898 и 1948 годах, следующее ее появление ожидают в 2048 году" (С)
Вот так и выясняется что самое страшное кладбище кораблей, незаметно разместилось в центре Европы. Считается что там погибло более 2000 кораблей и около 50 000 человек, а сокровищ утянутых песком более чем достаточно чтоб выплатить госдолг Англии.
«В Лондоне, в штаб-квартире страховщиков Ллойда, я просматривал старинные, в тяжелых сафьяновых переплетах книги, где зарегистрированы погибшие суда. В этих мрачных хрониках человеческих трагедий мне часто встречались даты, в которые «Пожиратель кораблей» поглощал сразу несколько судов» (С)
Thats all, folks!