Найти тему
Вечерний Тришин

ВСУ продолжают бить по НПЗ в России. Чем это может обернуться для рынка?

Оглавление

Беда пришла, откуда ее не ждали, или все ждали, но закрывали глаза на проблему. Уже очевидно, что ВСУ пытаются в очередной раз нанести ущерб российской нефтяной промышленности. Причем пока удары по НПЗ не повлияли на работу рынка, но всё может резко измениться.

Напомню, что мы уже обсуждали тему, связанную с ударами БПЛА по топливным базам и нефтеперерабатывающим заводам. Но только сейчас эксперты открыто заговорили о проблеме, которая может привести к перебоям с топливом.

Украинские атаки по НПЗ

Стоит отметить, что ВСУ пока не удалось нанести серьезный ущерб нефтеперерабатывающей отрасли, но специалисты по энергетической безопасности говорят о рисках. Так, на днях выступил известный аналитик и специалист по энергетической безопасности Игорь Юшков.

Он считает, что на российском рынке могут начаться перебои с поставками топлива, если украинские БПЛА повредят хотя бы один НПЗ. В таком случае мы будем наблюдать дефицит бензина, а за ним последует рост цен на топливо.

Проблема очевидна, а еще она связана с принятием некоторых сомнительных решений:

1. Ранее были установлены заградительные пошлины на нефтепродукты. Сделано это было для стабилизации рынка, но в реальности может привести к сокращению объемов переработки. Компании практически не работают на экспорт.

2. Оптовые цены на бензин решили привязать к биржевым. Экономисты не понимают, как это решение может удержать цену топлива в рознице.

Но это лишь экономические риски, а вот настоящая проблема исходит со стороны Украины. Если БПЛА смогут нарушить работу одного или двух нефтеперерабатывающих заводов, то можно ожидать серьезный рост цен. Пока ситуация стабильна, и в начале 2024 года цены на топливо практически не повышались.

Проблему связывают с тем фактом, что российские компании не продают бензин на экспорт. Конечно, они получают из бюджета определенные компенсации, но в целом им невыгодно работать только на внутренний рынок. По сути, экономисты намекают, что производители топлива могут создавать искусственный дефицит.

-2

Как защитить НПЗ от ударов БПЛА

Напомню, что этот важный вопрос поднимался еще в середине 2022 года, но тогда ВСУ не имели современной беспилотной авиации. На днях стало известно, что с украинской стороны запускают новые реактивные дроны.

Первой попыткой оградить НПЗ от потенциальных рисков стало полное закрытие неба над стратегическими объектами. Правда, чтобы реализовать этот план в полной мере, придется установить возле каждого завода РЭБ и ЗРК.

Важно не забывать, что собой представляют современные БПЛА:

1. Небольшие и маневренные дроны способны пролетать огромные расстояния. Наглядный пример — попытка ударить по хранилищам топлива в Ленинградской области.

2. ВСУ начали использовать альтернативные материалы в изготовлении дронов (полимеры и дерево). Такие аппараты сложно засекать радиолокационными средствами.

3. Многие дроны оснащаются автоматическими системами полета. То есть заглушить их РЭБ практически невозможно.

Наверное, тут следует использовать комплексный подход, а отдельные специалисты предлагают воспользоваться опытом ВОВ. И действительно, в середине прошлого века налеты с применением авиации стали нормой. Тогда рядом со стратегическими объектами ставили зенитные орудия, мощные прожектора и постоянно дежурили оперативные группы.

Сегодня наибольшую угрозу дроны представляют для Краснодарского края, Ростовской и Белгородской областей. Почему же тогда не использовать современные разработки — «Панцирь-С1» или переносные комплексы? Они неплохо справляются с работой против небольших целей.

Думаю, что защищать НПЗ нужно комплексно и с учетом развития беспилотной авиации противника.

Во-первых, установить возле каждого хранилища топлива расчеты ПВО. И да, это недешевое удовольствие, но ведь и разрушенные НПЗ вряд ли смогут приносить пользу. Уничтожение топливохранилища — это всегда огромная потеря.

Во-вторых, нельзя исключать самые доступные средства для борьбы. Например, советские «Шилки» или зенитные орудия, которые отлично справляются с малозаметными целями. Также можно использовать прожекторные системы, чтобы перехватывать цели в воздухе.

Интерес ВСУ к нашим нефтебазам вполне логичен и объясним. По сути, они используют классическую методику ведения оборонительного боя. То есть пытаются уничтожить ГСМ на линии боестолкновения, что может привести к проблемам с поставками топлива.

-3

Налеты дронов не прекратятся

Нам точно не стоит уповать на авось, ведь системы нападения постоянно модернизируются. Вообще, сейчас рынок БПЛА развивается намного быстрее, чем рынок систем защиты. Уже не спасают антидроновые ружья, которые работают на близкой дистанции и могут посадить только управляемые дроны.

Примечательно, что у нас есть готовые и эффективные комплексы. Например, тот же комплекс противодействия БПЛА «Защита» от компании «Вектор». Такие системы стоят недешево, но и мы говорим о защите стратегически важных объектов.