Доброго Вам времени суток! Сегодня мы с Вами прогуляемся по еще одной старинной улице района Хамовники, которую некоторые москвоведы называют московским музеем истории архитектуры и истории Москвы протяженностью 1 км 125 м. Это улица Пречистенка, а возникла она на карте Москвы в XVI веке, когда здесь начали ездить из Кремля в построенный тогда же Новодевичий монастырь. А как она называлась тогда и почему стала Пречистенкой с легкой руки «Тишайшего», я Вам уже рассказывал перед тем, как пойти по Остоженке, нажимайте на выделенные слова, чтобы почитать, если не читали. Ну а сейчас мы, пройдя по Зубовскому бульвару, о чем я Вам уже тоже рассказывал, заходим на эту улицу, там, где она заканчивается.
Две усадьбы.
Итак, идем по Пречистенке в сторону ее начала, пока по нечетной стороне, а по четной, за большим угловым доходным домом Л.М. Матвеевского и за трехэтажным домом поменьше, расположился небольшой особнячок, построенный в 1833 году для статской советницы Натальи Наумовой, позже его перестраивали и достраивали, нынешний вид здания существует с 1907 года. А в конце XIX века владение принадлежало князю Евгению Николаевичу Волконскому, который и преобразовал усадьбу в доходное домовладение.
А на четной стороне самым примечательным зданием на этом участке улицы является главный дом усадьбы Самсонова с мезонином. Этот дом был построен в 1817 году на каменном полуподвале более раннего строения, сгоревшего в пожаре 1812 года. Трудно даже предположить, но это деревянный дом, так тщательно и качественно оштукатуренный, что создается иллюзия каменного строения. С 1820 года этот дом принадлежал надворному советнику Петру Александровичу Самсонову. Позже владельцы этой усадьбы менялись, а последним до революции владельцем стал в 1911 году сын строителя Московско-Рязанской железной дороги Карла Федоровича фон Мекка – Николай Карлович фон Мекк.
На углу с Кропоткинским переулком.
Дальше, на углу с Кропоткинским переулком, по нечетной стороне расположились два похожих дома, во всяком случае, выкрашены они в схожие тона, но один построен в начале XX века, как доходный, а другой – в 30-е годы того же века для сотрудников милиции, его так и называют – «Дом милиционеров». А напротив этого дома, по четной стороне Пречистенки, стоит угловой дом, построенный в 20-е годы все того же прошлого века.
Гимназия Поливанова.
Проходя дальше, на нечетной стороне мы видим вытянувшееся на полквартала здание в классическом стиле, построенное после московского пожара, на месте сгоревшей старой усадьбы Талызиных, в 1820 году для нового владельца усадьбы, гвардии корнета Павла Яковлевича Охотникова. Центр этого здания украшает восьмиколонный портик, поставленный на цоколе и увенчанный фронтоном с лепниной. В 1882 году (по другим данным – в 1876 году) это здание арендуется для гимназии Поливанова, учрежденной выдающимся педагогом и литературоведом Львом Ивановичем Поливановым в 1868 году и переехавшей сюда с Тверского бульвара.
Из стен Поливановской гимназии вышли очень многие известные люди, среди них писатели, философы и поэты, а также чемпион мира по шахматам Александр Алехин, которому на фасаде дома установлена мемориальная доска. Сюда же отдал учиться своих сыновей и Лев Николаевич Толстой. Из-за расположившегося в особняке учебного заведения, тогда же, помещения второго этажа, где размещались классы, были перепланированы. А вот такую плиту с надписью о Поливановской гимназии мы обнаружили на тротуаре.
В 1915 году усадьба перешла во владение к домовладелице и предпринимательнице Вере Ивановне Фирсановой, помните, если читали мои предыдущие статьи, она же, кроме всего прочего, перестраивала знаменитые Сандуновские бани и строила Петровский пассаж. Новая хозяйка тогда заказала архитектору А.И. Таманяну перестройку дома. Во время работ были изменены интерьеры второго этажа и фасады. Примерно таким этот особняк и дошел до наших дней, конечно, уже после реставрации в наше время.
Ну углу с Еропкинским переулком.
Оторвав свои взгляды сначала от самого старинного особняка, а потом и от надписи под ногами, обратим внимание на противоположную сторону улицы, здесь, от Померанцева до Еропкинского переулка расположились три подряд доходных дома, построенные в начале XX века, особенно выделяется угловой бывший доходный дом Н.А. Улих.
А затем переводим взгляды дальше и видим два здания, примерно в одном стиле, выкрашенные в розово-белые тона. Первое, между Еропкинским и Мансуровским переулками, – это жилой комплекс «Еропкинский», который своим торцом с воссозданным историческим фасадом (правда, говорят, воссоздали с искажениями) выходит на Пречистенку, а оригинальный фасад, как и само здание, снесенное в 2005 году, были построены после московского пожара 1812 года, на месте сгоревшего дома А.Ф. Лопухина, для А.И. Татищева.
Академия художеств, Суриков и Церетели.
А следующее здание в наше время не сносили, его даже пощадил московский пожар 1812 года, но на протяжении всего XIX века оно много раз перестраивалось, с каждым разом, как менялись хозяева. Последним владельцем этого дома с 1889 года и до революции стал Иван Абрамович Морозов – меценат, коллекционер, основатель картинной галереи. Хотя, нынешний вид здание получило в 1871 году по проекту Петра Кампиони. А при Морозове знаменитый и уже давно знакомый нам архитектор Л.Н. Кекушев в 1905 году переделал под картинную галерею интерьеры дома.
Но ненадолго отвлечемся от этой стороны улицы, а потом обязательно вернемся. Дело в том, что напротив этих домов в 2003 году установили памятник русскому живописцу, мастеру масштабных исторических полотен Василию Ивановичу Сурикову. Бронзовая скульптура художника в полный рост установлена перед мольбертом, палитрой и кистями.
Теперь вновь возвращаемся на нечетную сторону улицы к тому же зданию, в котором в 1948 году разместился президиум Академии художеств СССР, а теперь Российская академия художеств и НИИ теории и истории изобразительных искусств. Вот только, взглянув на фронтон этого здания, у меня возникает когнитивный диссонанс, попросту говоря, не понимаю, что происходит. Откуда взялась надпись выпуклыми буквами вокруг советской символики с серпом и молотом: «Императорская академия живописи скульптуры и архитектуры»? Если до революции это был частный музей Морозова? А Императорская академия, насколько я знаю, находилась на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Видно, реставраторы в наше время «перестарались».
А вход в это здание, как, впрочем, и в соседнее, украшен статуями, насколько я понимаю, эти статуи работы З.К. Церетели, так как с марта 2001 года в соседнем здании работает Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».
А само здание тоже весьма примечательно. После смерти генерал-майора Кречетникова, который в 70-е годы XVIII века и начал строить эту усадьбу, до 40-х годов XIX века ей владели князья Долгоруковы. Так эта усадьба и числится во многих путеводителях – «Дом Долгоруковых», хотя дольше всего в этом здании располагалось Александро-Мариинское училище Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, основанное В.Е. Чертовой, но преобразованное в 1899 году в Александро-Мариинский институт имени кавалерственной дамы В.Е. Чертовой. Так, до революции этот институт и занимал Дом Долгоруковых, но с того времени он уже относился к военному ведомству, впрочем, и в советские времена, здесь тоже размещались учебные заведения уже советского военного ведомства.
Еще одно творение Кекушева.
А напротив этого особняка расположился еще один образец стиля модерн в исполнении все того же Льва Николаевича Кекушева, который был построен по заказу предпринимателя Якова Рекка, вернее, основанного им, Московского Торгово-строительного акционерного общества. Но после постройки дома, в 1906 году он был продан петербургскому купцу Ивану Исакову, сменившему Рекка на посту главы этого общества. Этот дом стал доходным, в советское время просторные квартиры были превращены в коммуналки, а сейчас это просто жилой дом, хоть и имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
Здесь мы пока с Вами и остановимся, но скоро пойдем дальше, не расходитесь!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!