Найти тему

Это читал каждый филолог! Третья треть 19 века

Продолжаем говорить о списках обязательного чтения для студентов-филологов, и сегодня у нас на очереди один из моих любимых периодов в русской литературе - третья треть 19 века. Время больших романов, новой драмы, на самом деле, лучших произведений русской классики, которые широко известны за рубежом.

Что читал каждый филолог из русской литературы третьей трети 19 века?
Что читал каждый филолог из русской литературы третьей трети 19 века?

Люблю этот период я ещё и потому, что вёл лекции и принимал экзамен по этой дисциплине мой самый любимый университетский преподаватель - мой научный руководитель (на тот момент - только будущий) Сергей Анатольевич Васильев. Семинары за ним вела уже несколько раз упомянутая ранее Татьяна Геннадьевна Дубинина.

Эти пары в весенне-летнем семестре на третьем курсе были просто блестящими, одним словом. На лекциях Сергей Анатольевич давал нам невероятные по объёму и уникальности знания о, казалось бы, "избитых" Достоевском, Толстом, Чехове, а на семинарах с Татьяной Геннадьевной мы так подробно и так интересно (и, что немаловажно, душевно) говорили о "Бедных людях", об "Идиоте", о "Господах Головлевых", что я спустя почти 10 лет отлично помню каждую пару, их атмосферу и эмоции.

Однако что-то должно было омрачать эту прекрасную картину. И вновь играла роль моя колоссальная загруженность: параллельное обучение на переводчика, подработка. А самое главное - параллельные пары по детской и зарубежной литературе. Это был кошмар. И связан он был с чудовищным объёмом. Просто вообразите: примерно 30 лет русской литературы мы проходим в течение семестра, и эти за это же время мы должны пройти 6 веков зарубежной литературыне одной конкретной страны, а всех!). Постоянно приходилось выбирать, к какой литературе готовиться более серьёзно... Как правило, я выбирала русскую и детскую, потому что знала, что это мне предстояло преподавать, да и симпатии к преподавателям моей кафедры (а детскую литературу вела Лариса Ивановна Щелокова, у которой я впоследствии писала диплом) определяли уровень моей подготовки. Про чудовищный список по зарубежной литературе я скоро тоже расскажу, а пока держите перечень обязательного чтения по русской литературе третьей трети 19 века.

*традиционно жирным шрифтом выделю то, что я не прочитала

  • Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Преступление и наказание.
Один из моих любимых романов, который я перечитывала 3 или 4 раза
Один из моих любимых романов, который я перечитывала 3 или 4 раза

Идиот. Подросток. Кроткая. Бесы. Братья Карамазовы. Игрок. Белые ночи. Записки из подполья

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Ворон-челобитчик. Вяленая вобла. Дикий помещик. Здравомысленный заяц. Карась-идеалист. Медведь на воеводстве. Премудрый пескарь. Господа Головлевы. История одного города
История одного города М.Е. Салтыкова-Щедрина
История одного города М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Л.Н. Толстой. Крейцерова соната. Три смерти. Хозяин и работник. Отец Сергий. Смерть Ивана Ильича. Божеское и человеческое. Война и мир.
Наверное, у многих есть именно такое издание "Войны и мира"
Наверное, у многих есть именно такое издание "Войны и мира"

Анна Каренина. Воскресение. О Шекспире

  • Лирика Фета
  • В.М. Гаршин. Красный цветок. Attalea princeps. Четыре дня. Сказка жабе о розе. Надежда Николаевна

С Гаршиным как-то у меня не сложилось...

  • Н.С. Лесков. Очарованный странник. Леди Макбет Мценского уезда.
Вот такой томик Лескова я читала несколько лет назад
Вот такой томик Лескова я читала несколько лет назад

Соборяне

  • В.А. Гиляровский. Москва и москвичи
Про эту книгу Гиляровского недавно рассказывала
Про эту книгу Гиляровского недавно рассказывала
  • П.Д. Боборыкин. Василий Теркин
  • А.П. Чехов. Ионыч. Дама с собачкой. Юмористические рассказы.
В этом томике Чехова ещё много недочитанного...
В этом томике Чехова ещё много недочитанного...

Дядя Ваня. Чайка. Три сестры. Вишневый сад. Степь

Экзамен по этой дисциплине для тех, кто работал хорошо на семинарах и лекциях (а я, разумеется, работала изо всех сил), проходил в форме собеседования про основным произведениям курса. Это, с одной стороны, легче экзамена по билетам (который сдавали остальные), потому что так или иначе вопросы по произведениям перекликались с семинарскими. Однако, с другой стороны, не было варианта собраться с мыслями, подготовиться перед ответом, просмотреть в шпаргалках или в читательском дневнике. Мне для собеседования попались "Соборяне" и "Степь", хотя я с радостью обсудила бы романы Достоевского или Толстого. Но я читала оба произведения и легко на все вопросы ответила.

Как всегда, фото зачётки студентки филфака [моей]
Как всегда, фото зачётки студентки филфака [моей]

Любите этот период литературы? Что читали из этого списка? Понравилось?

Уже видели предыдущую статью этого цикла?