Продолжаем составлять список обязательного чтения любого уважающего себя филолога-русиста и переходим ко второй трети XIX века.
Курс литературы второй трети 19 века пришёлся на осенне-зимний семестр третьего курса. В моей жизни вообще это был довольно насыщенный период: новые друзья, много разъездов, подработки. В октябре я поступила во второй университет, чтобы параллельно получать образование переводчика
- Если Вы вдруг не знали, с 2014 по 2016 я параллельно училась в МГПУ и РГГУ; в июне 2016 успешно всё сдала в РГГУ, но не получила диплом, потому что он выдавался по факту наличия диплома о высшем образовании. Получив в 2017 году красный диплом педагога от МГПУ, спустя пару недель мне вручили еще и красный диплом переводчика в области публицистических текстов.
Времени было немного, но учиться на "отлично" ужасно хотелось, и я умудрялась как-то маневрировать, делать домашние задания в метро или в перерывах между парами. Бывали дни, когда я выходила из дома в 7.30 утра, училась 5 пар в МГПУ (до 17.50), потом ехала к 19.00 в РГГУ, по дороге заходя в магазин или кафе за едой, училась ещё 2 пары, потом заходила перехватить бургер и приезжала домой к 23.00. Сейчас я бы так не смогла, а тогда у меня хватало сил и желания на всё.
Что касается именно чтения, с ним всё было относительно неплохо, даже несмотря на то, что параллельно с русской литературой началась античная (однажды я обязательно расскажу и о перечне произведений этого курса).
Лекционные занятия по истории литературы второй трети XIX века вела просто потрясающая Ирина Анатольевна Беляева - доктор филологических наук, профессор, специалист по творчеству Тургенева и Гончарова.
Она вела у меня впоследствии пары и в магистратуре, и в аспирантуре. Мы даже под её руководством проходили стажировку в Литовском университете эдукологии в Вильнюсе. И всегда Ирина Анатольевна заряжала своей увлеченностью материалом, рассказывала нетривиальные факты о литературе и писателях, всегда могла посоветовать интересную книгу. В общем, это один из моих любимых университетских преподавателей. Насколько мне известно, сейчас она работает в МГУ.
Практические занятия за ней вела Дубинина Татьяна Геннадьевна, о которой я уже говорила в предыдущей статье. К третьему курсу мы отлично сработались, поэтому мы понимали, как необходимо готовиться к ее семинарам (усердно, обязательно внимательно читать текст с карандашом, подбирать значимые цитаты, а не читать первую ссылку в интернете, как прокатывало у некоторых других преподавателей).
В общем, этот период литературы был мне очень и очень интересен, я старательно готовилась и к занятиям, и к экзамену, поэтому здесь будет довольно не так уж много непрочитанного. Его, как и прежде, отмечу жирным шрифтом.
Итак,
что обязан прочитать каждый филолог из литературы 1840-1860-х годов
- Альманах “Физиология Петербурга”
Вообще я читала "Физиологию Петербурга" частично - очерки Некрасова, но в полном объёме- нет.
- Герцен А.И. Кто виноват? Сорока-воровка. Доктор Крупов. Былое и думы
- Гончаров И.А. Обыкновенная история. Фрегат «Паллада». Обломов. Обрыв.
- Тургенев И.С. Лирика (по выбору). Стихотворные новеллы (по выбору)
Холостяк. Нахлебник. Месяц в деревне.
Записки охотника. Дневник лишнего человека. Фауст. Ася. Рудин.
Дворянское гнездо.
Роман "Дворянское гнездо" мы очень подробно разбирали на семинарских занятиях, поэтому, наверное, он стал для меня знаковым и одним из самых любимых у Тургенева.
Накануне.
Первая любовь. Отцы и дети. Призраки.
Дым. Новь.
Вешние воды. Степной король Лир. Клара Милич. Песнь торжествующей любви. Стихотворения в прозе.
- Островский А.Н. Свои люди - сочтемся. Бедность не порок. Гроза. На зсякого мудреца довольн опростоты. Бешеные деньги. Лес. Волки и овцы. Бесприданнища. Без вины виноватые. Снегурочка. Таланты и поклонники.
- Некрасов Н.А. Стихотворения. Коробейники. Мороз, Красный нос. Саша. Тишина. Кому на Руси жить хорошо.
Русские женщины. Современники.
- Толстой А.К. Стихотворения. Упырь
- А.А. Фет. Стихотворения
- Тютчев Ф.И. Стихотворения.
- Русские поэты второй половины XІX века э(Козьма Прутков, Н.П. Огарев, А.К. Толстой, А.Н. Майков, А.А. Григорьев, И.С. Никитин, В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, Н.А. Добролюбов и др.).
* читала пару-тройку стихотворений в хрестоматии по курсу
- Н.Г. Чернышевский. Что делать?
На семинарских занятиях я работала очень активно и продуктивно, поэтому на экзамене в качестве бонуса я могла ответить на один вопрос билета по собственному выбору. Мне кажется, что на экзамене я отвечала по роману Герцена "Кто виноват?", но, даже просмотрев вопросы, не могу сказать с уверенностью. Что бы это ни было, я получила отметку "отлично".
Как у Вас обстоят дела с этим периодом? Многое читали? Может быть, есть такое, о чем не слышали?
Если ещё не читали предыдущую статью из этой подборки, вот она: