Найти тему

Как отличить настоящие отзывы о товарах и услугах от фейковых: опыт маркетолога, который поможет не попасться на удочку заказных отзывов 👇

Оглавление

Не очень давно я провела на своем канале опрос о том, стоит ли написать статью о фейковых отзывах и их отличительных особенностях. Мнение подписчиков — написать. Я только за, так как считаю важным отличать фейки от правды, ведь отзывы всегда влияют на наши решения о покупке товара или заказе услуги. Поэтому некоторые наблюдения маркетолога (а я как раз он, то есть маркетолог) прямо сейчас…

На каких площадках смотреть отзывы?

Прежде всего на маркетплейсах. Потому что здесь оставить отзыв может только человек, который совершил покупку, оплатил и выкупил товар. Да, здесь тоже бывают фейки, но получить их компании или предпринимателю сложнее, хлопотнее — поэтому их относительно немного.

На отзовиках тоже есть смысл смотреть отзывы — это площадки, где люди стремятся зарабатывать на своих отзывах, то есть они заинтересованы в том, чтобы их писать. При этом площадке все равно, будет отзыв позитивным или негативным, оплата начисляется за просмотр любых отзывов. Когда есть мотивация писать, и нет мотивации кривить душой — появляются реальные отзывы.

Да, опять же, есть предприниматели, которые заказывают отзывы на отзовиках — но поскольку это лишние денежные расходы, то их не слишком много. К тому же сейчас мы поговорим о том, как же отличить фейки от правды.

Вот признаки фейковых отзывов, которые я вижу:

Нерелевантная информация

Это первое, что может броситься в глаза. Мой любимый пример, который приведу и здесь: на сайте агентства недвижимости размещены пара десятков отзывов от довольных клиентов, которые продавали или покупали квартиры. И ВО ВСЕХ отзывах в подписи указан возраст этих клиентов.

-2
Эта информация была бы уместна в отзывах клиники косметологии в контексте: «Мне 54, а я сделала такую-растакую процедуру и сейчас выгляжу на 30», а вот к покупке недвижимости эта информация никакого отношения не имеет.

Было бы логично указать ситуацию, в которой человек обратился за помощью, например: «Владимир, продавал двушку, покупал трешку», или «Ольга, съезжалась с мамой» — но НИКАК не возраст.

Однотипное оформление

Уже говорила чуть выше — на сайте несколько десятков отзывов, во всех указан возраст… Вот прямо все люди договорились между собой, и стали указывать информацию, которую часто скрывают (особенно женщины) в отзывах агентству недвижимости? — Так не бывает.

Поэтому если отзывы подписаны однотипно: «Ирина Сергеевна К.», «Валентин Георгиевич Ж.», «Епифан Кузьмич Д.», или «Анна Козлова, Брянск», «Елена Цветкова, Курск», «Илья Дубов, Киров» — это фейки. Их заказали на бирже по 100 рублей за пучок, вот исполнитель и не парился, писал и оформлял все по одному шаблону.

Техническое задание на написание отзывов выглядит примерно так:

-3

Размещение в один день

Честные отзывы появляются постепенно, иногда раз в неделю, иногда раз в месяц. Но точно не в один день и не с интервалом в 10-20-30 минут! Это противоречит здравому смыслу. Поэтому если вы видите большое количество отзывов, которые появились в один день — перед вами фейки.

Особенно если они еще и примерно одинакового объема — в техническом задании написано 300 знаков, вот исполнитель и шпарит все отзывы по 300 плюс-минус 10 знаков.

На деле же разные люди пишут по разному, в тми числе оставляют отзывы разной длины на один и тот же товар или услугу.

Излишняя информация и отклонения от темы

Есть такая психологическая штука, что когда человек врет (а фейковые отзывы это вранье и есть) он подсознательно стремится быть более убедительным и приводить как можно больше деталей. Но, поскольку для выдуманного отзыва деталей никаких нет, то он шарашит их, что называется, от балды, и часто совсем не в тему.

Например: «Я долгое время собирался продать свою квартиру и купить новую, потому что жена давно просила себе отдельную комнату, ведь она у меня швея, шьет на дому, и ей нужно место для раскроя и чтобы поставить швейную машинку и машинку-оверлок. И вот наконец я увидел рекламу агентства «Рога и копыта»…

Какой раскрой, какой оверлок? Человек, который реально воспользовался услугами агентства, будет писать о внимательности менеджера, о сроке поиска покупателя, о подборе альтернативного варианта. А не уходить от темы в какие-то непонятные и не имеющие к ней отношения дебри.

Другой вариант излишней информации — это имена. Например, вы видите отзыв: «Я позвонила в компанию «Кухни всем!», и менеджер Светлана помогла мне определиться с моделью кухни, а потом менеджер Николай привез прямо домой образцы материалов. Монтировали кухню два мастера, Валерий и Онуфрий, и сделали все очень хорошо и аккуратно»…

А теперь вспомните, хорошо и сразу ли вы запоминаете имена людей, с которыми просто поговорили по телефону или которых видели один раз в жизни? В настоящем отзыве может быть одно имя — но никак не россыпь имен. Это как раз будут те самые выдуманные детали, которыми грешат фейкометы, или люди, которые пишут отзывы на заказ.

Большое количество прилагательных в превосходной степени

Особенно если вы видите в отзыве слово «эксклюзивный» — даже не сомневайтесь, это фейк. Вспомните, в какой ситуации и когда вы в последний раз говорили в обычной беседе с друзьями или родными слово «эксклюзивный»? — Примерно никогда.

Вот и в отзыве настоящем, честном, вы бы не стали его использовать. И вряд ли в 5 строках написали бы сразу и «восхитительный», и «сногсшибательный», и «превосходный». Обычно человеку достаточно одного слова в превосходной степени — если оно вообще будет.

Сильные эмоции свойственны негативным отзывам, вот там мы отрываемся на всю катушку. Позитивный же отзыв это чаще всего констатация факта + слова благодарности.

Рекламные или бюрократические формулировки

Это «данный товар», «услуга была оказана», «премиальное качество товара», «я воспользовалась данной услугой» и все в таком духе. Нормальные люди в нормальной жизни так не говорят. Это утомленный копирайтер, который строчил сотню отзывов, так написал, а то и с сайта производителя товара или поставщика услуги скопировал.

Технические ошибки

Вот прямо сразу приведу пример:

-4

А точно-точно фотоаппарат должен писать звук? И это указано в его техническом описании?

Такие казусы случаются, когда человек описывает товар, которого в глаза не видел и в руках не держал.

Стоковые фотографии

Вот это прямо классика жанра. Многие компании, которые покупают отзывы, не слишком заботятся о том, какие фото к ним поставить, и ставят фотографии людей, которых Яндекс.Картинки находят на разных сайтах под разными именами.

-5

Конечно, если пробить картинку, что можно сделать ровно за 30 секунд, то становится понятно, что отзыв фейковый.

Итого

Итак, подведу итог. Фейковые отзывы:

· Дают избыточную или нерелевантную информацию

· Оформлены однотипно

· Размещены в один день

· Примерно одинаковы по объему

· «Уводят» от темы

· Содержат технические ошибки

· Включают рекламные или бюрократические обороты

· Включают стоковые фотографии

Надеюсь, друзья, теперь вам будет проще сориентироваться океана отзывов, вычленить фейковые, и опираться только на честные, настоящие. Кстати: и с продавцами или компаниями, которые фейковые отзывы размещают лучше дела не иметь. Если они врут в отзывах, кто знает, в чем еще они готовы соврать?

Еще почитать полезное👇

✅ Подписывайтесь на мой канал здесь, читайте и комментируйте — буду рада вас видеть в следующих публикациях!