Найти тему
TacticMedia

Иван Лавриненко, Евгений Величко Тринадцать «Яков» гауптмана Рудорффера

К 6 ноября 1943 года в боях за Киев и его окрестности наступил кульминационный момент — уже к утру этого дня столица Украины оказалась полностью в руках советских войск. Поспешно отступающие на юго-запад части вермахта бросали технику и вооружение, спасая свои жизни. Однако если на земле в условиях рушащегося фронта частям 4-й танковой армии вермахта хвастать было откровенно нечем, то немецкие истребители стали авторами очередного рекорда – по числу уничтоженных в одном бою одним лётчиком самолётов. Феноменальный результат в 13 сбитых советских истребителей заявил один из наиболее результативных асов люфтваффе Эрих Рудорффер, в ту пору командир II группы 54-й истребительной эскадры. Этот эпизод и сейчас не даёт покоя историкам, но из-за пробелов в сохранившихся документах частей 2-й воздушной армии за этот период это сделать нелегко. Попробуем проанализировать успехи Рудорффера 6 ноября 1943 года и в целом в ходе боёв за Киев.

Первые успехи Рудорффера под Киевом

В ходе сражения за столицу Украины возглавляемая гауптманом Эрихом Рудорффером (Erich Rudorffer) группа II./JG 54 большую часть времени оставалась практически единственным крупным истребительным соединением на этом участке фронта. Несмотря на свою немногочисленность, в боях с советскими штурмовиками, бомбардировщиками и истребителями опытные лётчики группы показали себя хорошо. Разумеется, налёты на свои войска «ягдфлигерам» группы срывать чаще всего было не под силу, однако они неплохо справлялись с сопровождением своих ударных машин и нередко проводили результативные для себя дуэли с «Лавочкиными» и «Яками» полков 2-й воздушной армии.

Конец лета 1943 года, аэродром Карачев. Командир группы II./JG 54 гауптман Рудорффер беседует со своими лётчиками
Конец лета 1943 года, аэродром Карачев. Командир группы II./JG 54 гауптман Рудорффер беседует со своими лётчиками

Вероятно, часто занятый штабными делами Рудорффер летал нечасто, и, судя по его лётной книжке, большинство его вылетов под Киевом обходились без встреч с противником. Однако, если он всё же вступал в бой, без заявок на сбитые самолёты не обходилось. Так, первую победу в сражении за столицу Украины ас записал на свой счёт 8 октября, сбив штурмовик Ил-2 восточнее посёлка Борки (ныне исчезнувшее село Вышгородского района Киевской области). Это был 97-й успех командира II./JG 54, который, однако, советскими документами не подтверждается. До заветной сотни оставалось совсем чуть-чуть, и Рудорффер не стал откладывать в долгий ящик взятие этой планки.

11 октября в послеобеденное время Рудорффер вместе со своим ведомым унтер-офицером Куртом Тангерманом (Kurt Tangermann) и, вероятно, лётчиками 12./JG 54 вылетел на «свободную охоту» в район к северу от Киева. Восточнее тогда ещё никому не известного Чернобыля немцы вступили в бой с группой советских истребителей, часть из которых были идентифицированы как ЛаГГ-3. Результатом стали заявки на 10 побед, из которых сразу семь пополнили счёт командира группы.

Судя по времени вылета пары Рудорффера и советским заявкам, командир II./JG 54 вёл бой с группой 728-го иап во главе с будущим дважды Героем Советского Союза командиром эскадрильи капитаном А.В. Ворожейкиным, и группой 91-го иап, которую вёл командир полка Герой Советского Союза майор А.С. Романенко. Отражая в период 13:45–14:50 (здесь и далее время московское) налёт вражеских бомбардировщиков, пилоты «Яков» заявили сбитыми восемь «Юнкерсов» Ju 87 и один истребитель «Фокке-Вульф» Fw 190. Особо отличился капитан Ворожейкин, заявивший сразу три победы.

По факту обе стороны сильно завысили свои успехи. Так, из действовавшей активно группы II./SG 77 лишь два бомбардировщика получили в этот день повреждения — да и то в качестве причины был назван зенитный огонь. Под заявки же отличившихся в том бою немцев с большой долей вероятности подходят лишь по одному истребителю от каждого советского полка.

Из-за разрозненных действий группы прикрытия в бою был подбит истребитель старшего лейтенанта М.А. Янтовского из 91-го иап, в результате чего раненному пилоту пришлось садиться вне аэродрома. Его Як-7Б №47101 получил повреждения, но уже 28 октября снова вошёл в строй. Досталось будущему Герою Советского Союза лейтенанту И.Е. Кустову из 728-го иап, который на подбитой машине также совершил вынужденную посадку. В этот же день его однополчанин младший лейтенант Н.Г. Пахомов получил в бою ранение, но сумел на повреждённом самолёте благополучно долететь до своего аэродрома. Стоит отметить, что Пахомов мог пострадать и в утреннем бою, поскольку 728-й иап вёл бои в период 07:20–08:33 и 13:43–14:56, и из документов не ясно, в каком из них был подбит этот «Як».

Как бы то ни было, на 10 заявок II./JG 54 севернее Киева пришлись лишь два подбитых «Яка», которые совершили вынужденные посадки вне аэродрома, при этом минимум один из них вскоре отремонтировали. Возможно, ещё один истребитель получил лишь небольшие повреждения и нормально вернулся на свою базу. Даже если оба «Яка», совершивших вынужденные посадки, отнести на счёт Рудорффера, то до своей сотни он в любом случае не дотянул.

Читать полностью >>