Огромное спасибо моему соавтору Сергею, который делится своими отзывами на интересные, достойные сериалы и помогает мне вести канал! ❤
"Мама скрывает от пятнадцатилетней Алисы, что та скоро ослепнет. Случайно узнавшая об этом Алиса считает, что мама ее предала, и берет собственную судьбу в свои руки, желая получить как можно больше ярких впечатлений до того, как она утратит способность видеть, и обеспечить себе благополучную жизнь после.
На самом деле это история не только об Алисе, но и о всем ее семействе, в которое входят еще мать, которая, с одной стороны, любит своих детей и готова защитить их от кого угодно, но не всегда идет верным путем, с другой - пытается любой ценой скрыть все жизненные проблемы от мужа, так как у него больное сердце, в итоге обе дочери приносятся в жертву видимости благополучия; отец, добрый, но не очень чуткий человек, который большую часть времени зарабатывает деньги на Севере, будучи уверенным в том, что дома все в порядке и он - заботливый глава счастливой семьи, а когда этот образ дает трещину, оказывается не готов понять и поддержать своих близких; и старшая сестра со своим мужем, комплексующим пьющим ревнивцем, и маленьким сыном (хотя бы с ним все в порядке). Все здесь хотят, чтобы их любили и понимали, но у них не слишком получается любить и (особенно) понимать друг друга, при этом каждый в какие-то моменты поступает с другими неправильно или просто ужасно, а в какие-то, иногда внезапно, совершенно по-человечески, и так по кругу.
Это драма. Драмы я не люблю уже давно, все, что можно, я от них взял уже годам к тридцати пяти и с тех пор считаю этот жанр для себя бесполезным и даже вредным. Но это драма Наталии Мещаниновой, которая, безусловно, снимает и пишет качественные вещи на интересующие меня темы, и к ее работам я отношусь с уважением (хотя есть нюансы).
Может показаться странным, но сериал, если убрать из него всю тематику советской категории "детям до шестнадцати", во многом выглядит так, как будто снят именно в советские времена (сходные образы, сцены, подходы). Только в те годы у него были бы большие проблемы - не столько из-за содержания, в котором затрагиваются темы секса с несовершеннолетними и, как всегда у Мещаниновой, много мата, сколько из-за основной идеи (пожалуй, его могли обвинить как раз в безыдейности). Когда я смотрю кино, снятое Мещаниновой или по ее сценарию, возникает ощущение, что она исходит из каких-то своих прошлых проблем (она, в принципе, не скрывает, что во многом это личное), и показывает, что такие проблемы (между детьми и взрослыми, между людьми вообще) есть, и необходимо их видеть и с ними что-то делать, но она не знает и не предлагает, что с ними делать, - и, возвращаясь к началу мысли, она свои проблемы так до конца и не разрешила и никогда не выйдет за рамки этого тягостного мира мрачных теней. Все обычно обрывается на полуслове в момент, когда нет ощущения черной бездны негатива и безысходности, но и ничего светлого (не безоблачного, нет, просто светлого) тоже нет.
К слову, сюжет "Алисы…" позаимствован из блога психолога-писателя Екатерины Мурашовой, только в той истории подруга-учительница привела-таки девочку к психологу, и они не заставили ее забыть о страхах и безоговорочно поверить в счастье, но показали ей, как взрослой, на наглядных примерах, что ее план не безупречен, и можно все-таки получить высшее образование и устроиться на работу (в конце концов, если что, это же не мешает стать содержанкой, наоборот, повышает шансы и уверенность в себе и завтрашнем дне), и она решила попробовать. Но Мещанинова ожидаемо выбрала другой путь, примерно в никуда, как обычно.
Есть кое-какие вопросы к сценарию. Не совсем понятно, вмиг ли изменилась Алиса (в том числе научилась манипулировать людьми и вести себя, как абсолютный моральный урод) после того, как узнала о своей ситуации, или ее поведение вызвано в том числе предыдущей историей взаимоотношений в семье, то есть второе как бы напрашивается, но ничем не подтверждается (в отличие от "Пингвинов моей мамы", где этот аспект как раз раскладывается по полочкам). Линия поведения мамы строится на желании оградить мужа от волнений, но инфаркт у него случился не так давно, когда старшую дочь уволили с работы; как они жили предыдущие хотя бы 15 лет, после рождения Алисы - в той же атмосфере или раньше было по-другому? Из деталей - сомнительна ситуация с договором о продаже невинности: посредник неоднократно подчеркивает, что все должно произойти по закону (то есть строго по достижении 16 лет, что отрадно, конечно); при этом такие услуги легко подпадают под административную статью о занятии проституцией, а заказчик и посредник могут получить и статью уголовную, за вовлечение в проституцию несовершеннолетней, где здесь закон и какой заказчик в здравом уме будет официально подписывать такой договор (почти приговор) с пятнадцатилетней девочкой, трудно сказать, ну ладно, это мелочи.
Финал (Алиса тайком улетает в Китай, автор реагирует на изменение трендов; кстати, мама предлагала ей полететь к отцу, посмотреть на северное сияние, ну объективно, северное сияние не ассоциируется с чем-то унылым и серым, что у нас, что за рубежом, многие мечтают его увидеть хотя бы раз, но, видимо, бегство Алисы призвано подчеркнуть, что никакого единения в семье не наступило) выглядит, на мой взгляд, надуманным. С точки зрения реализма, даже если бы девочка и смогла улететь, ее легко найдут и вернут обратно, а иначе получится что-то вроде концовки фильма "Сочинение ко дню Победы", где самолет взлетел и нигде не приземлился (как намек, что героиня здесь лишняя).
Подбор актеров на редкость удачен, играют все превосходно. Елизавета Ищенко (Алиса, на момент съемок ей и было шестнадцать; мне не кажется, что на такую роль нужно было брать сверстницу героини, я не об эротических сценах, там, видимо, не она снималась, и все-таки, но сыграла она здорово, всю гамму эмоций, от отчаяния и вины до ненависти и жестокости); Анна Михалкова (мама Алисы, тоже прекрасна, вообще нет слов (кто бы мог подумать 20 лет назад, что у нее такое актерское будущее); в самом начале минуты три идет довольно скучный и невыразительный монолог от лица Алисы, я даже думал, не оставить ли просмотр до лучших времен, тут Алису едва не сбила машина, и Михалкова так закричала "Стой!!!"- не в том смысле, что громко, а так естественно, и так искренне кинулась к ней, что я сразу понял, что надо смотреть, хотя все это было на заднем плане); Михаил Трухин (глава семьи, как всегда, радует в образе очередного "не Волкова из "Улиц разбитых фонарей"), изменившаяся со времен "Алиби" Таисия Вилкова и Степан Девонин (старшая дочь с мужем, очень естественны и органичны, просто очень); Дмитрий Лысенков (преподаватель по укулеле с нездоровым влечением к Алисе, он вообще плохо не играет, по-моему); Надежда Лумпова (учительница, подруга Алисы, впервые увидел, очень симпатичная актриса); из молодых еще Полина Цыганова (копия мамы, Ирины Леоновой, довольно эмоционально отыграла) и Алексей Лукин (традиционно успешен в традиционной же для себя роли обаятельного старшеклассника).
Всего 8 одночасовых серий. Сериал действительно яркий, красивый (действие, кстати, что приятно, происходит не в столицах, а в Твери), смотрится легко (не в эмоциональном смысле, тут не без напряжения, иногда кому-то сочувствуешь, иногда хочется кого-то убить), не затянуто. Музыки много, она на любителя, но абсолютно уместна. Если вам все еще в принципе интересны драмы и вы хотите увидеть в целом хороший отечественный драматический сериал, вам, как говорится, сюда".
Другие публикации об этом сериале 🔽