Как часто вы видите фото с танками в горячих точках, на которых нет динамической защиты по бортам? Предположу, что много… Это не нормально, но экипажи, ремонтные бригады и тем более предприятия допускают подобные проблемы не от жизни хорошей, хотя в СССР давно существовал метод установки ДЗ, позволяющий повысить общую прочность конструкции. На Т-72 его не использовали, из-за чего «Контакт-1» на резино-тканевых экранах часто провисал и «сворачивал» экраны. На Т-64 подобный сценарий большая редкость из-за одной дешёвой, но немаловажной детали.
Динамическая защита на бортах
Отмечу, что речь идёт в первую очередь о блоках динамической защиты по бортам корпуса. Они чаще всего слетают в ходе реальной эксплуатации, при перемещении своим ходом или в процессе боя. Нередко, спустя пару дней, полностью укомплектованный танк может лишиться бортовой защиты даже не выехав на позицию, чтобы «отработать».
Причина кроится в мягких резино-тканевых экранах, которые выступают основой для установки динамической защиты на бортовой проекции. Они не только гибкие и хлипкие, но и крайне слабо держат удар даже не опасных для танка систем вооружения.
Одна «железка»…
Что же отличает Т-64 в сравнении с Т-72 исходя из ранее указанного контекста? Советские инженеры использовали на харьковском танке ферму для устаноки динамической защиты на борт танка. Она представляет собой металлический каркас, на который крепили «Контакт-1», а позже навесную версию «Ножа».
Благодаря этой «железке», резино-тканевый экран не провисает, динамическая защита держится лучше и не слетает от неудачно задетой ветки и не так сильно «разлетается» от попадания вражеских снарядов. Итог – танк на передовой может сохранить бортовую защиту на протяжении большего промежутка времени и когда она понадобится, выживаемость экипажа хотя бы немного, но растёт.
«Дьявол кроится в деталях», о которых позаботились во время разработки модернизации Т-64БВ. Этот опыт использовали в дальнейших разработках – «Контакт-5», «Реликт», ARAT, «Нож» Erawa и т.д.
Итог
Т-64 имеет ферму для установки динамической защиты на бортовую проекцию корпуса, что увеличивает общую прочность конструкции и снижает вероятность повреждения динамической защиты. Вследствие этого, когда будет необходимость в ДЗ, последняя спасёт экипаж при попадании в борт танка. Да, шанс не 100%, но лучше иметь шанс выдержать попадание и вернуться живым, чем идти в бой с «голым боком».