Найти тему

"Бесприданница" Островского: оказывается, Лариса тщеславна, меркантильна и сама во всём виновата

Известно: каждое новое поколение прочитывает шедевры литературы по-своему. Вплоть до того, что иногда хочется спросить: простите, а вы точно читали первоисточник?

Конечно, в интерпретации (даже самой экстравагантной) ничего ужасного нет. В конце концов, литературоведение 20 века наломало уйму копий в жарких спорах о том, кто в произведении главнее: автор или читатель. И многие склоняются к тому, что всё-таки последний. И всё же, всё же всё же...

Лично я принадлежу к тем читателям, для которых сам текст произведения сообщает 80% (а чаще всего 95%) информации о том, как его следует понимать. Как учил один мой замечательный университетский преподаватель, "выкиньте ваше школьное, набившее оскомину "А что хотел сказать автор?" Смотрите на то, что он сказал!"

Большинством героиня Островского так и воспринимается - через фильм "Жестокий романс" и образ Ларисы Гузеевой
Большинством героиня Островского так и воспринимается - через фильм "Жестокий романс" и образ Ларисы Гузеевой

В последнее время достаётся на орехи и героине пьесы А.Н. Островского "Бесприданница". Если долгое время это была история о том, как самоотверженная любовь, талант и красота юной чистой девушки гибнут в обществе, пропитанном жаждой наживы и превосходства над более слабыми, то теперь... Теперь всё чаще можно встретить мнение, что Лариса жестока (жениха обидела, бедный...), тщеславна, мечтает жить в роскоши за счёт богатого мужчины. А ещё глупа, потому что влюбилась не в того. Да и не влюблялась она в Паратова — просто хотела красиво пожить с блестящим барином, однако ума не достало его окрутить.

У меня есть вопросы к Ларисе, и я не назову её своей любимой героиней, но подобная трактовка её образа меня ни в коем случае не устраивает. Поэтому я решила позвать на подмогу текст, написанный драматургом, и посмотреть, справедливы ли упрёки в её адрес.

-2

Так вот... Тщеславная и жаждущая красиво-богато пожить девушка зачем-то принимает предложение скромного и небогатого чиновника и собирается уехать с ним... не в Париж, не в Петербург и даже не в губернский город — в деревню. Она настойчиво просит Карандышева не тянуть с отъездом — в городе, среди того общества, которое её окружает, ей тяжело: "Поедемте поскорей в деревню!" “Меня так и манит за Волгу, в лес... (Задумчиво.) Уедемте, уедемте отсюда!” “Мне так хочется бежать отсюда” (говорит Карандышеву)

“Мне хоть бы в лес, да только поскорей отсюда вырваться. <...> Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне всё вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо, вырваться отсюда. Я стану приставать к Юлию Капитонычу. Скоро и лето пройдёт, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды, грибы… <...> Но пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем.” (из разговора с матерью)

Как другие воспринимают её выбор? Вожеватову ситуация видится смешной и нелепой, Кнурову "жаль бедную Ларису Дмитриевну": "Что за вздор такой! Вот фантазия! Ну что такое Карандышев! Не пара ведь он ей. <...> Огудаловы всё-таки фамилия порядочная; и вдруг за какого-то Карандышева!..".

Мать героини Харита Игнатьевна выбор дочери совсем не одобряет: "Вот, Лариса, еще ничего не видя, а уж терзание; что дальше-то будет?". Создаётся впечатление, что госпожа Огудалова вообще не относится к предстоящей свадьбе серьёзно. И, наверное, так оно и есть, если вспомнить её доверительный разговор с Мокием Парменычем. Они уже решили за Ларису, что та вскоре уйдёт от мужа, и тогда Кнуров примет в ней живое участие. Разумеется, не за просто так.

Лариса искренна с женихом и не думает скрывать своих чувств: она его не любит, а только пытается полюбить. Её ожидания от брака более чем скромные:

"Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нравилась? Мне было приказано, так нужно было маменьке; значит, волей или неволей, я должна была вести такую жизнь. Колоть беспрестанно мне глаза цыганской жизнью или глупо, или безжалостно. Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей — разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их ещё не вижу. Я ещё только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем".

Все наставления хищной и напористой матери ("Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески") Лариса слушает вполуха, они не вызывают в ней отклика. "Опять притворяться, опять лгать" ей “тяжело, невыносимо тяжело”.

— Но так в финале она готова пойти на содержание к купцу Кнурову! Значит, прельстилась на его деньги.

Ничего это не значит. Давайте вспоминать череду роковых событий. Объяснение с Паратовым и его предательство. Сразу за ним Вожеватов, который ничего не может, даже посочувствовать. А затем Кнуров и его непристойное предложение с "полным обеспечением на всю жизнь" и знаменитым "для меня невозможного мало".

Будь Лариса хоть каплю расчётливой и меркантильной, согласилась бы сразу: и будущее себе обеспечить, и бывшему возлюбленному отомстить. А что решает она? Броситься через решётку на камни набережной и разом покончить со всем. Не получилось, что вполне естественно: она молода, и ей хочется жить. Однако о том, чтобы жить в роскоши на содержании у купца ей даже думать противно: "Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет... Не Кнуров... роскошь, блеск... нет, нет... я далека от суеты... (Вздрогнув.) Разврат... ох, нет... ". Пока ещё противно...

Кадр из фильма "Бесприданница" (1936, реж. Яков Протазанов).
Кадр из фильма "Бесприданница" (1936, реж. Яков Протазанов).

Пока не появляется униженный и оскорблённый Юлий Капитонович со своим вердиктом ("вещь принадлежит тому, кто её выиграл, вещь и обижаться не может") и притязаниями ("я ваш хозяин... вы должны быть моей"). И это становится последней каплей в чаше отчаяния. Всё, что Лариса бросает в лицо Карандышеву в этой сцене, вызвано тем же отчаянием и горем от разбившихся надежд на любовь и счастье, невозможностью справиться с открывшейся перед ней неприглядной правдой о жизни и своём положении.

Брак с Карандышевым на тот момент она уже не рассматривает. Уезжая из его дома вместе с Паратовым и его друзьями, девушка осознавала, что помолвку она рвёт и пути назад не будет: "Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге". "Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует". (говорит Паратову). Поведение Паратова явилось ударом, а последовавшее вслед за ним предложение Кнурова не только ещё одним ударом, но и огромной неожиданностью. Потому как, в отличие от умного и всезнающего читателя/зрителя, Лариса даже не подозревала, что ей готовят участь содержанки.

Кадр из фильма "Бесприданница" (1936, реж. Яков Протазанов).
Кадр из фильма "Бесприданница" (1936, реж. Яков Протазанов).

Что это? Слепота героини, её оторванность от реальной жизни, романтизм? Или просто она не умеет думать о людях слишком плохо? "Вам надо жить, а мне надо... умереть... Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю", — говорит она, умирая. В диком поступке Карандышева она видит огромное благодеяние для себя и пытается имитировать самоубийство. Очень сомневаюсь, чтобы девушка, которая в своём воображении уже примеряла на себя кнуровские бриллианты, была бы в этой ситуации благодарна бывшему жениху и стремилась огородить его от обвинений в убийстве.

— Зато Лариса вешалась на шею блестящему Паратову. Нет бы полюбить скромного и бедного Карандышева. Тогда бы и распоясавшихся богатеев заткнула, и сама б жива осталась. Дура!

Что ж, давайте посмотрим, союз с каким из этих мужчин был бы более выгодным в материальном и социальном отношении.

Цыганский барин “промотался совсем, последний пароходишко продал”.. "Духу не теряет” и “весёлого расположения не утратил” (равно как и барских привычек не меняет) он по одной простой причине: впереди его ждут деньги невесты с золотыми приисками. А ещё суровый тесть, при котором особо не забалуешь.

Кадр из фильма "Бесприданница" (1936, реж. Яков Протазанов).
Кадр из фильма "Бесприданница" (1936, реж. Яков Протазанов).

Лариса не знала о его предстоящей женитьбе, но о больших денежных проблемах и утрате Паратовым почти всего его состояния не знать не могла. По одной простой причине: он сам открыто говорит о своём финансовом положении и Ларисе, и её матери:

Управители мои и управляющие свели без меня домок мой в ореховую скорлупку-с. Своими операциями довели было до аукционной продажи мои пароходики и все движимое и недвижимое имение. Так я полетел тогда спасать свои животишки-с.”. "Уступить вас я могу, я должен по обстоятельствам". "Надо было поправить свое состояние. Да бог с ним, с состоянием! Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас".

Скажу парадоксальную вещь, но на момент действия пьесы бедный Карандышев может оказаться даже богаче блестящего Паратова. "Юлий Капитоныч хочет в мировые судьи баллотироваться", — рассказывает Лариса матери. А в Российской империи мировой судья должен был отвечать некоторым требованиям, для этой выборной должности существовал образовательный и имущественный ценз. Нужно было иметь недвижимость на определённую сумму и зе́мли. Естественно, всё в полной собственности и не заложенное.

Кадр из фильма "Бесприданница" (1936, реж. Яков Протазанов).
Кадр из фильма "Бесприданница" (1936, реж. Яков Протазанов).

Да, конечно, для богатея Кнурова Карандышев — нищеброд. Живёт по средствам, бережлив, не может организовать приличный обед. Купец так описывает будущее Ларисы с ним: "Бедной полумещанской жизни она не вынесет. Что ж остаётся ей? Зачахнуть, а потом, как водится, — чахотка”. Только говорит он это Харите Игнатьевне и с вполне определённой целью.

На деле брак с Карандышевым дал бы Ларисе отдых от "цыганского табора", скромную, но не нищую жизнь и некоторую уверенность в завтрашнем дне. А что обещал союз с Паратовым? — Да полнейшую неизвестность. Причём, героиня это понимает, она не ждёт того, что будущее с любимым станет яркой беззаботной песней. Она готова к трудностям и по факту сама делает предложение Паратову: "А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя". Ну, просто верх расчётливости, меркантильности и себялюбия!

Эх, как-то стало сложно нам, современным людям, представить, что бывает такая любовь, бескорыстная и совершенно нерасчётливая. И что молодая девушка в возрасте Ларисы может хотеть только одного: любить и быть любимой.