Известно: каждое новое поколение прочитывает шедевры литературы по-своему. Вплоть до того, что иногда хочется спросить: простите, а вы точно читали первоисточник?
Конечно, в интерпретации (даже самой экстравагантной) ничего ужасного нет. В конце концов, литературоведение 20 века наломало уйму копий в жарких спорах о том, кто в произведении главнее: автор или читатель. И многие склоняются к тому, что всё-таки последний. И всё же, всё же всё же...
Лично я принадлежу к тем читателям, для которых сам текст произведения сообщает 80% (а чаще всего 95%) информации о том, как его следует понимать. Как учил один мой замечательный университетский преподаватель, "выкиньте ваше школьное, набившее оскомину "А что хотел сказать автор?" Смотрите на то, что он сказал!"
В последнее время достаётся на орехи и героине пьесы А.Н. Островского "Бесприданница". Если долгое время это была история о том, как самоотверженная любовь, талант и красота юной чистой девушки гибнут в обществе, пропитанном жаждой наживы и превосходства над более слабыми, то теперь... Теперь всё чаще можно встретить мнение, что Лариса жестока (жениха обидела, бедный...), тщеславна, мечтает жить в роскоши за счёт богатого мужчины. А ещё глупа, потому что влюбилась не в того. Да и не влюблялась она в Паратова — просто хотела красиво пожить с блестящим барином, однако ума не достало его окрутить.
У меня есть вопросы к Ларисе, и я не назову её своей любимой героиней, но подобная трактовка её образа меня ни в коем случае не устраивает. Поэтому я решила позвать на подмогу текст, написанный драматургом, и посмотреть, справедливы ли упрёки в её адрес.
Так вот... Тщеславная и жаждущая красиво-богато пожить девушка зачем-то принимает предложение скромного и небогатого чиновника и собирается уехать с ним... не в Париж, не в Петербург и даже не в губернский город — в деревню. Она настойчиво просит Карандышева не тянуть с отъездом — в городе, среди того общества, которое её окружает, ей тяжело: "Поедемте поскорей в деревню!" “Меня так и манит за Волгу, в лес... (Задумчиво.) Уедемте, уедемте отсюда!” “Мне так хочется бежать отсюда” (говорит Карандышеву)
“Мне хоть бы в лес, да только поскорей отсюда вырваться. <...> Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне всё вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо, вырваться отсюда. Я стану приставать к Юлию Капитонычу. Скоро и лето пройдёт, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды, грибы… <...> Но пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем.” (из разговора с матерью)
Как другие воспринимают её выбор? Вожеватову ситуация видится смешной и нелепой, Кнурову "жаль бедную Ларису Дмитриевну": "Что за вздор такой! Вот фантазия! Ну что такое Карандышев! Не пара ведь он ей. <...> Огудаловы всё-таки фамилия порядочная; и вдруг за какого-то Карандышева!..".
Мать героини Харита Игнатьевна выбор дочери совсем не одобряет: "Вот, Лариса, еще ничего не видя, а уж терзание; что дальше-то будет?". Создаётся впечатление, что госпожа Огудалова вообще не относится к предстоящей свадьбе серьёзно. И, наверное, так оно и есть, если вспомнить её доверительный разговор с Мокием Парменычем. Они уже решили за Ларису, что та вскоре уйдёт от мужа, и тогда Кнуров примет в ней живое участие. Разумеется, не за просто так.
Лариса искренна с женихом и не думает скрывать своих чувств: она его не любит, а только пытается полюбить. Её ожидания от брака более чем скромные:
"Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нравилась? Мне было приказано, так нужно было маменьке; значит, волей или неволей, я должна была вести такую жизнь. Колоть беспрестанно мне глаза цыганской жизнью или глупо, или безжалостно. Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей — разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их ещё не вижу. Я ещё только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем".
Все наставления хищной и напористой матери ("Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески") Лариса слушает вполуха, они не вызывают в ней отклика. "Опять притворяться, опять лгать" ей “тяжело, невыносимо тяжело”.
— Но так в финале она готова пойти на содержание к купцу Кнурову! Значит, прельстилась на его деньги.
Ничего это не значит. Давайте вспоминать череду роковых событий. Объяснение с Паратовым и его предательство. Сразу за ним Вожеватов, который ничего не может, даже посочувствовать. А затем Кнуров и его непристойное предложение с "полным обеспечением на всю жизнь" и знаменитым "для меня невозможного мало".
Будь Лариса хоть каплю расчётливой и меркантильной, согласилась бы сразу: и будущее себе обеспечить, и бывшему возлюбленному отомстить. А что решает она? Броситься через решётку на камни набережной и разом покончить со всем. Не получилось, что вполне естественно: она молода, и ей хочется жить. Однако о том, чтобы жить в роскоши на содержании у купца ей даже думать противно: "Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет... Не Кнуров... роскошь, блеск... нет, нет... я далека от суеты... (Вздрогнув.) Разврат... ох, нет... ". Пока ещё противно...
Пока не появляется униженный и оскорблённый Юлий Капитонович со своим вердиктом ("вещь принадлежит тому, кто её выиграл, вещь и обижаться не может") и притязаниями ("я ваш хозяин... вы должны быть моей"). И это становится последней каплей в чаше отчаяния. Всё, что Лариса бросает в лицо Карандышеву в этой сцене, вызвано тем же отчаянием и горем от разбившихся надежд на любовь и счастье, невозможностью справиться с открывшейся перед ней неприглядной правдой о жизни и своём положении.
Брак с Карандышевым на тот момент она уже не рассматривает. Уезжая из его дома вместе с Паратовым и его друзьями, девушка осознавала, что помолвку она рвёт и пути назад не будет: "Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге". "Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует". (говорит Паратову). Поведение Паратова явилось ударом, а последовавшее вслед за ним предложение Кнурова не только ещё одним ударом, но и огромной неожиданностью. Потому как, в отличие от умного и всезнающего читателя/зрителя, Лариса даже не подозревала, что ей готовят участь содержанки.
Что это? Слепота героини, её оторванность от реальной жизни, романтизм? Или просто она не умеет думать о людях слишком плохо? "Вам надо жить, а мне надо... умереть... Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю", — говорит она, умирая. В диком поступке Карандышева она видит огромное благодеяние для себя и пытается имитировать самоубийство. Очень сомневаюсь, чтобы девушка, которая в своём воображении уже примеряла на себя кнуровские бриллианты, была бы в этой ситуации благодарна бывшему жениху и стремилась огородить его от обвинений в убийстве.
— Зато Лариса вешалась на шею блестящему Паратову. Нет бы полюбить скромного и бедного Карандышева. Тогда бы и распоясавшихся богатеев заткнула, и сама б жива осталась. Дура!
Что ж, давайте посмотрим, союз с каким из этих мужчин был бы более выгодным в материальном и социальном отношении.
Цыганский барин “промотался совсем, последний пароходишко продал”.. "Духу не теряет” и “весёлого расположения не утратил” (равно как и барских привычек не меняет) он по одной простой причине: впереди его ждут деньги невесты с золотыми приисками. А ещё суровый тесть, при котором особо не забалуешь.
Лариса не знала о его предстоящей женитьбе, но о больших денежных проблемах и утрате Паратовым почти всего его состояния не знать не могла. По одной простой причине: он сам открыто говорит о своём финансовом положении и Ларисе, и её матери:
“Управители мои и управляющие свели без меня домок мой в ореховую скорлупку-с. Своими операциями довели было до аукционной продажи мои пароходики и все движимое и недвижимое имение. Так я полетел тогда спасать свои животишки-с.”. "Уступить вас я могу, я должен по обстоятельствам". "Надо было поправить свое состояние. Да бог с ним, с состоянием! Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас".
Скажу парадоксальную вещь, но на момент действия пьесы бедный Карандышев может оказаться даже богаче блестящего Паратова. "Юлий Капитоныч хочет в мировые судьи баллотироваться", — рассказывает Лариса матери. А в Российской империи мировой судья должен был отвечать некоторым требованиям, для этой выборной должности существовал образовательный и имущественный ценз. Нужно было иметь недвижимость на определённую сумму и зе́мли. Естественно, всё в полной собственности и не заложенное.
Да, конечно, для богатея Кнурова Карандышев — нищеброд. Живёт по средствам, бережлив, не может организовать приличный обед. Купец так описывает будущее Ларисы с ним: "Бедной полумещанской жизни она не вынесет. Что ж остаётся ей? Зачахнуть, а потом, как водится, — чахотка”. Только говорит он это Харите Игнатьевне и с вполне определённой целью.
На деле брак с Карандышевым дал бы Ларисе отдых от "цыганского табора", скромную, но не нищую жизнь и некоторую уверенность в завтрашнем дне. А что обещал союз с Паратовым? — Да полнейшую неизвестность. Причём, героиня это понимает, она не ждёт того, что будущее с любимым станет яркой беззаботной песней. Она готова к трудностям и по факту сама делает предложение Паратову: "А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя". Ну, просто верх расчётливости, меркантильности и себялюбия!
Эх, как-то стало сложно нам, современным людям, представить, что бывает такая любовь, бескорыстная и совершенно нерасчётливая. И что молодая девушка в возрасте Ларисы может хотеть только одного: любить и быть любимой.