Сегодня, без традиционного анекдота, шутить не получится... не могу. Поэтому сегодня будет просто статья, без шуток, прибауток и развлекалочек.
То, что в СССР все были равны, но некоторые равнее я понял ещё в школе, когда пришёл к знакомому в гости. Его папа был какой-то важной шишкой в горкоме, отвечал за "даёшь, внедрёж, и прочий выпендрёж", частенько ездил в Индию, Прибалтику, Чехию, Польшу, налаживать контакты.
Соответственно, жизнь у паренька была - полная чаша: чёрная папина волга, сад, трёхкомнатная квартира, в комнате у пацана стоял своя видеодвойка и магнитофон со странным названием "Сону". Всё это для меня, выросшего на родимой Электронике, купленной по великому блату, было из ряда не совсем научной фантастики.
Стабильно два раза в год, папа-внедрёжник забирал сына на 20 дней из школы прямо во время учёбы и вместе с семьёй уезжал поправлять подгоревшие контакты здоровье в один из ведомственных санаториев. Из таких поездок Димка возвращался в класс загоревшим и сильно поправившимся. Особенно, если санаторий находился не на Южном Урале или в Подмосковье, а где-нибудь на Кавказе, Крыму или Абхазии.
Система санаториев в СССР была очень обширной, оно и понятно, чтобы попасть в здравницу советскому гражданину было достаточно всего лишь написать заявление в профсоюз или принести на работу справку от врача. И путёвка в какой-никакой, пусть захудаленький, но санаторий была практически гарантирована.
Однако были в СССР и не захудалые санатории. Героям труда, передовикам производства, руководителям среднего звена можно было попасть в дорогие курортные санатории, где уровень медицины и обслуживания на порядок превосходил обычные региональные здравницы.
Но мало кто знает, что для особо равных товарищей, больше соответствующих по своему статусу господам, были ОЧЕНЬ не захудалые санатории, в которые простые смертные, какие бы они передовики не были, каких бы высот в труде и прочей деятельности не достигли, попасть НЕ МОГЛИ физически.
Равностью не вышли!
Один из таких санаториев находился в лучшем м курорте - Кисловодске. Кисловодск в советское время сам по себе был закрытым городом, обычный человек туда попасть не мог. Но сверх этого, в самом закрытом городе были республиканские санатории, куда приезжала лечиться элита государственного управления, так называемые партаппаратчики и руководство национальных республик.
Такие санатории именовались по названию республики его построившей и содержавшей: Узбекистан, Казахстан, Грузия, Таджикистан, Украина. В них свозили всё самое лучшее: материалы, мебель, отделку, специалистов, обслуживающий персонал. Фактически между республиками шло негласное соревнование, какой санаторий будет лучшим из лучших.
В Кисловодске был один такой санаторий, который по праву считался ЗЕ БЭСТ ФРОМ ЗЕ БЭСТ! На его постройку ушла неимоверная куча денег, а на отделку и прочие удобства ещё больше.
Этот санаторий назывался "Украина" филиал Государственного Лечебно Профилактического Учреждения "Санаторий имени Н.А. Семашко". Многоэтажное здание из стекла и бетона снаружи, в русле решений партии, изнутри было сплошь украшено мрамором, бронзой, лепниной, бесшовными красными ковровыми дорожками.
Всё делалось по спецзаказу, начиная от штучного паркета, картин известных художников, мозаики не из пролетарской кафельной плитки, а настоящей буржуйской смальты, кассетных потолков. Над дизайном общественных пространств, комнат отдыха и лечебных помещений работало ТРИ!!! института.
Хрусталя, бронзы, позолоты не жалели!
Так сказать, от души!
Однако настоящим украшением санатория был его бассейн и баня с сауной: два огромных помещения, стоящие друг напротив друга с невероятным для СССР дизайном.
Во-первых, снаружи бассейн был отделан глазурованной керамической плиткой (но про неё я напишу отдельно). Уже одно только это внушало уважение к тем, кто господам товарищам, которые там лечили свои "подгоревшие контакты".
Во-вторых, сам бассейн весьма необычной, изогнутой формы, благодаря которой можно было плавать кругами практически непрерывно. Изюминкой бассейна была продуманная система естественного освещения внутреннего пространства.
Свет проходил через огромное панорамное остекление и дополнительные боковые секции, которые заливали всё помещение рассеянным солнечным светом. Панорамные окна были украшены экспериментальными витражами.
Дело в том, что в СССР с художественным стеклом для витражей был напряг.
Не то чтобы напряг, его не было!
Рельефное стекло делали, разноцветное стекло очень ограниченного количества цветов делали, но всё это было не художественное стекло, а обычное оконное или витринное.
Но сделать что-то эдакое, чтобы как в лучших домах Ландона Парыжа очень хотелось. Кроме того, витраж очень хорошо защищал обитателей бассейна от лишних взглядов. Всё ж в сам Кисловодск обычных смертных пускали.
И, как всегда, в таких ситуациях, партия сказала "Надо!", народ ответил "Есть!". И в лице кафедры декоративно-прикладного творчества Львовского Государственного института декоративно-прикладного искусства взялся обустраивать чертог партичных небожителей.
Под руководством М.И. Тарнавского студенты и преподаватели красили уже вырезанные куски стекла из будущего витража специально разработанными красками, после чего приклеивали эти кусочки на прозрачный клей. Швы затирали и заливали эпоксидной смолой с различными пигментами.
В итоге получилось это:
Такого бассейна не было ни у одного республиканского санатория во всём СССР. Попасть сюда даже среди избранных было невероятной удачей. Однако с развалом страны дела у санатория пошли не очень хорошо, он оказался в ведении Управления делами Президента Украины, которое откровенно положило на него метизное изделие под названием болт.
Деньги выкачивались, однако на развитие и обновление ничего не выделялось, санаторий оказался отражением положения дел во всей стране. Уникальная керамическая плитка, мозаики и витражи начали разваливаться прямо на глазах.
Год назад дело сдвинулось с мёртвой точки, санаторий был выкуплен компанией Азимут и им начали активно заниматься. Правда глазурованную керамическую отделку и витраж в остеклении вряд ли получиться сохранить.