Сколько раз мы побывали в Казахстане не помню. Много лет подряд ездили. Потом настали нестыковки по планам, народные волнения, эпидемии и прочие неприятности. Лишь весной 2023 состоялась долгожданная поездка в Западный Казахстан. Долгое отсутствие в знакомых местах делает перемены заметными, яркими. Любопытное состояние – сравнивать «тогда» и «сейчас».
Первое, что бросилось в глаза – километровые колонны фур, скопившиеся с обеих сторон погранпостов.
Ужаснувшись очереди, мы тут же вздохнули с облегчением: как было и раньше, легковушки проходят досмотр быстро, отдельным потоком.
Трасса Уральск – Бейнеу все та же. Лишь на обочинах появились разнообразные макеты животных, настолько реалистичные, что невольно притормозишь.
В сущности, вся трасса до Актау осталась прежней, исключая съезд с перевала Маната. Он изменился до неузнаваемости! В 2012 мы застали строительство. Тогда спуск по крутому извивающемуся грейдеру напоминал жесткий аттракцион.
Для участия в нем были необходимы стальные нервы и надежные тормоза.
«Сейчас» мы катили по широкой автостраде. Внизу ждал оборудованный многополосный разъезд, а справа – великолепная смотровая площадка. Короче говоря, с основными трассами в Казахстане все отлично.
Также как у нас, крупные города прирастают многоэтажками по окраинам, правда с местным колоритом: «Дорого – богато». Помпезные муравейники, размером с небольшой городок, со шлагбаумом и внутренней инфраструктурой меня просто сразили!))
Что касается цен и уровня благосостояния, то они сравнимы с российскими.
Если 10 лет назад продукты были ощутимо дешевле чем в России, то сейчас они стоят столько же, а некоторые и дороже; бензин был вдвое дешевле, сейчас разница лишь около 15 руб. Зато дорожный патруль, в отличие от кошмара прошлых лет, за всю поездку к нам не придрался ни разу, а это многого стоит!
Неизменной осталась Природа – что для нее какие-то 10 лет! Все также прекрасны Босжира и белоснежный сфинкс, хранящий покой Тузбаира.
Однако, и здесь ощутимо заметен возрастающий турпоток. Раньше у сфинкса лежали россыпи акульих зубов. Сейчас как метлой все вымели.
В Босжире, рядом с останцами, планировалось строительство отеля. Однако, благодаря мощной волне протестов, этот вандальный проект был остановлен. Хотя отель все равно построят, просто немного в другом месте. Шоссе к Босжире уже проложено.
Постепенно меняется и облик Устюрта. Через плато положена железная дорога. Несмотря на то, что Устюрт с каждым годом становится все суше, возросло количество животноводческих ферм. Аура загадочности и труднодоступности Устюрта постепенно растворяется в небытии. К сожалению, цивилизация наступает. Однако, вблизи от нее на Устюрте появился добросовестно охраняемый заказник, где муфлоны, которые почти исчезли на плато из-за варварской охоты, живут и размножаются.
А вообще, в Казахстане так много удивительных, нетронутых цивилизацией мест, что нашего века не хватит, чтобы все их посетить.
Мы обязательно вернемся!
Спасибо, что читаете!
Казахстану я посвятила немало рассказов. Вот некоторые из них:
Группа «Путешествия с Финвалом» со статейным форматом есть и в Одноклассниках, а в Телеграм – ежедневные посты и неформальное общение.
Пишите комментарии, задавайте вопросы, а если захотите найти другие, рассказы - они в навигаторе, рассортированы по рубрикам со ссылками: