Программные задачи:
- формировать представления детей о признаках зимы, изменениях в природе и животном мире, о зимней одежде детей и взрослых, о зимних забавах детей;
- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;
- закреплять умения составлять предложения по сюжетной картине, распространять предложения обстоятельствами места, составлять сложносочинённые предложения с союзом а, пересказывать рассказ с опорой на сюжетную картину;
- развивать творческое воображение, произвольное внимание и память, логическое мышление, мелкую и общую моторику;
- воспитывать навыки взаимодействия друг с другом, любовь к природе.
Материал и оборудование: магнитофон, сундучок с большим замком, мольберт, 6 снежинок, сюжетные картины: «Зима», «Найди отличия», сюжетные карточки с изображением зимы, геометрические фигуры (6 разных по размеру кругов, 10 маленьких кругов, 2 треугольника) для «лепки» снеговика, аудиозаписи: «Декабрь» П. Чайковского, голос сундучка, снежинок.
Ход занятия
Звучит «Декабрь» П. Чайковского.
Педагог (П.). Ребята, посмотрите в окно. Какое чудесное зимнее утро!
(Под музыкальное сопровождение читает стихотворение.)
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится…
Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Стали дни короче, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы…
Ребята, какое время года настало? (Зима.)
И. Суриков
Дети с педагогическим работником подходят к мольберту.
П. Рассмотрите картину. Скажите, какое время года на ней изображено? (Зима.) Как вы догадались? Какая погода? Во что одеты дети? Чем дети заняты на зимней прогулке? (Ответы детей.)
Раздаётся голос, педагогический работник обращает внимание детей на то, что с ними разговаривает сундучок.
Сундучок (в аудиозаписи). Здравствуйте, ребята, сундучок я не простой, я — волшебный, озорной. У меня для вас сюрприз. Задания снежинок выполняйте, поскорее меня открывайте.
П. Ребята, посмотрите, какой замок висит на сундучке, а на нём снежинки.
Дети рассматривают сундучок.
П. Вы хотите узнать, что внутри? (Да.) Тогда поскорее начнём выполнять задания!
Дети срывают по одной снежинке, они озвучивают задание.
1-я снежинка (в аудиозаписи). Расскажите о зиме, одним словом.
Упражнение «Подбери словечко»
Педагогический работник предлагает детям назвать предметы и явления, которые относятся к зиме:
· слова-предметы — что бывает зимой. (Снег, снеговик, снежинка, лёд, мороз, холод.)
· слова-определения — какая зима. (Холодная, скользкая, весёлая, вьюжная.)
· слова-действия — действия, которые происходят зимой. (Идёт, летят, лепят, катаются, встречают.)
2-я снежинка (в аудиозаписи). Назовите, где зимой лежит снег.
Упражнение «Где лежит снег»
Педагогический работник предлагает детям подойти к окну и сказать, где лежит снег. (Снег лежит на деревьях. Снег лежит на крышах домов. Снег лежит на земле. Снег лежит на кустах. Снег лежит на машине. Снег лежит на дороге.)
3-я снежинка (в аудиозаписи). Расскажите, что бывает только зимой.
Упражнение «Что бывает только зимой»
Дети подходят к столу, на котором лежат сюжетные карточки с изображением зимы и рассматривают их.
Педагогический работник предлагает детям взять карточку, разместить её на мольберте и составить предложения, рассказав, что бывает только зимой. (Зимой часто идёт снег. Зимой деревья укутаны снегом. Зимой медведь спит в берлоге. Зимой заяц меняет шубку. Зимой люди тепло одеваются. Зимой дети кормят птиц. Зимой дети катаются на санках, лыжах и коньках. Зимой встречают Новый год.)
Физкультминутка
За окошком белый снег,
(Руки в стороны.)
Начала зима разбег.
(Вращательные движения рук перед грудью — «моталочка».)
На карнизе льдинки,
А вокруг снежинки.
(Кружиться, разводя руки в стороны, и присесть.)
Во дворе они кружатся,
Мягко на асфальт ложатся.
(Встать и сделать махи руками.)
Скоро все здесь заметёт,
К нам зима уже идёт.
(Шагают на месте.)
О. Чусовитина (перераб.)
4-я снежинка (в аудиозаписи). Рассмотрите картины, найдите отличия.
Игра «Найди отличия»
Детям предлагается, рассмотрев картины, сказать, чем они отличаются друг от друга. (На верхней картине у снеговика три пуговицы, а на нижней картине четыре пуговицы. На верхней картине лыжные палки стоят вместе, а на нижней картине порознь. На верхней картине у снеговика ведро с цветочком, а на нижней картине без цветочка. На верхней картине у девочки волосы распущены, а на нижней картине — заплетены в косу. На верхней картине у мальчика фиолетовая шапка, а на нижней картине коричневая.)
5-я снежинка (в аудиозаписи). «Слепите» снеговика.
Пальчиковая гимнастика
Мы погреемся немножко,
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Мы похлопаем в ладошки:
(Хлопают в ладоши.)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
О. Высотская
Пальчики, чтоб согреть,
Сильно надо растереть.
(Трут ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем — разжимаем!
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Игра «Слепим снеговика»
Дети делятся на две команды, команда мальчиков и команда девочек. На столе лежат геометрические фигуры, из которых дети «лепят» снеговиков. Затем осуществляется взаимопроверка.
6-я снежинка (в аудиозаписи). Перескажите рассказ о зиме.
Пересказ рассказа по сюжетной картине «Зима»
П. Рассмотрите картину. Послушайте рассказ о зиме.
Наступила зима. На улице стало очень холодно. Выпал белый снег. Снег лежит и на земле, и на деревьях, и на крышах домов. Дети надели тёплую одежду. Они идут на горку кататься на санках. Девочка кормит голубей. На дереве висит кормушка. К кормушке прилетели воробьи, снегири, синицы, сорока.
Ответьте на вопросы:
· Какое время года наступило? (Наступила зима.)
· Какие изменения произошли в природе? (На улице стало очень холодно. Выпал белый снег.)
· Где лежит снег? (Снег лежит и на земле, и на деревьях, и на крышах домов.)
· Что делают дети? (Дети надели тёплую одежду. Они идут на горку кататься на санках.)
· Что делает девочка? (Девочка кормит голубей.)
· Что висит на дереве? (На дереве висит кормушка.)
· Кто прилетел к кормушке? (К кормушке прилетели воробьи, снегири, синицы, сорока.)
Перескажите рассказ, глядя на картину.
Дети выполняют задание.
П. Давайте придумаем название рассказу. (Ответы детей.)
Молодцы, ребята, выполнили все задания снежинок.
Дети вместе с педагогическим работником открывают сундучок, там лежат краски.
П. Сундучок подарил вам краски. На следующем занятии мы нарисуем зиму пальчиками. Вспомните, какие задания снежинок вы выполняли? Что было для вас самым трудным? Какое задание вам было интересно выполнять? (Ответы детей.)