Найти тему
Ольга Иорданская N5020622247

Русский Версаль.

Имение Кусково иногда называют русским Версалем.

Село Кусково упоминается как собственность Шереметевых уже в 1573 году. Богатый русский боярин стал выдвигаться при Иване Грозном за участие в ливонской войне.

Отстроив во времена Смуты церковь происхождения честного Креста Господня Шереметев превращает Кусково в загородную дачу.

Кусково как резиденция расцветает при графе Петре Борисовиче Шереметеве, который унаследовал имение от своего отца боярина Бориса Петровича Шереметева, известного в петровскую эпоху как видного военачальника и первого российского фельдмаршала.

Его же сын первым был удостоен графским титулом. В те времена граф Петр Борисович называл свои владения к востоку от Москвы «куском» так как владения были небольшими. Отсюда и происхождение названия Кусково.

Расцвет Кусково выпадает на времена Елизаветы и двадцать лет Екатерининского царствования. Соседние земли принадлежали князю Черкасскому, вот на его единственной дочери и наследнице несметного богатства и женился граф Петр Борисович, тем самым увеличив свои владения в несколько раз.

Он становится владельцем 150 тысяч душ крестьян и Кусково раскинулось на 230 га (для сравнения сегодня 32 га).

Граф Петр Борисович свою увеселительную резиденцию начинает с каменной домовой церкви Всемилостивого Спаса.

-2

Церковь уже построена в европейском стиле.

Колокольня была добавлена позднее. Существует предание что боярин Борис Петрович, будущий фельдмаршал в составе Великого посольства побывал в Риме и от Папы получил золотой крест с частицей древа Животворящего креста. Этот крест унаследовал его сын уже граф Петр Борисович.

Церковь внутри была очень богато украшена, помимо золотого креста, который держали ангелы, по легенде ризы и воздухи были шиты самой императрицей Елизаветой Петровной, соседкой по имению.

Сейчас осталось из украшений только паникадило на 18 свечей с фигурами серафимов.

При Петре Борисовиче сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы. Сотни крепостных вырыли искусственный большой пруд, в котором разводили рыбу и использовали для катания на лодках. До наших времен сохранилась лучше всего центральная часть усадьбы с дворцом и прекрасным парком, скопированным с Версаля.

-3

Войти в усадьбу можно по длинной аллее из лип, которая протянулась вдоль Большого пруда. Когда встречали гостей, яхта, которая плавала в пруду палила из шести пушек. Рядом плавала гондола с оркестром.

Дворец по замыслу графа должен был быть красивее всех усадеб других вельмож и не уступать царским резиденциям.

Летний загородный дом предназначался для приема гостей, празднеств и многотысячных гуляний, сам граф Петр Борисович в нем не жил.

Дом хозяина назывался «дом уединения» и был построен в глубине сада, он не сохранился.

Дворец был построен из дерева, отштукатурен и покрашен в нежно розовый цвет.

Кусковский дворец создавался в полном соответствии европейского искусства 18 века. Это своеобразный театр, который должен быть поражать своих зрителей: уникальные произведения искусства, обеды, балы, музыкальные вечера, игры.

На берегу пруда для гостей был выстроен голландский домик из красного кирпича.

-4

Он был выстроен еще при Петре I, который увлекался Голландией. Он первым встречал гостей, до нас не дошли соседние постройки, но в прошлом весь ансамбль напоминал набережную Амстердама. Справа от домика находилась потешная ферма с голландскими коровами, были высажены цветники наподобие Голландии.

-5

Для забавы гостей был также построен Грот в итальянском стиле. Именно в парках Италии в 16 веке впервые появились такие сооружения, а затем стали популярны по всей Европе. В Россию мода на павильоны приходит в 18 веке.

-6

В настоящее время Грот – это единственный павильон в России, сохранивший свою внутреннюю отделку с 18 века. Внутри Грот изображал чертог морского царя, три зала внутри были предназначены для приема особых гостей, именно здесь обедала Екатерина II.

-7

Здесь пили чай и любовались произведениями искусства. Многие картины, которые украшали стены были нарисованы крепостными Шереметева. Крепостной архитектор Федор Аргунов проектировал Грот, им же были спроектированы и оранжерея.

Оранжерея не была хозяйственной постройкой, только для выращивания экзотических цветов и фруктов, она служила помещением для банкетов и танцев. Два обширных крыла служили зимним садом. Лимоны, ананасы, апельсины созревали круглый год. Граф Шереметев среди зимы мог отправить императрице корзину свежих персиков.

Но это была внешняя сторона Кускова, нарядная и пышная для бар и вельмож.

А что известно о крепостных, на плечи которых ложилось устроение праздников. При роскошной усадьбе не было крестьянских дворов, при усадьбе жили только дворовые люди. Здесь среди садовников, истопников и конюхов сложился особый круг крепостной интеллигенции – слава и позор России.

В Кусково методично собирались редкие коллекции, которые имели ценность как произведения искусства и уже в конце 18 века Кусково было объявлено открытым для посещения публики.

Театр, искусный парк, скульптуры, аллеи, музыкальные вечера сделали Кусково в 18 веке самой популярной достопримечательностью Подмосковья.

У входа в имение стоял столб, на котором была вывеска, приглашавшая веселиться в доме и саду, как угодно. Карамзин вспоминал, что цепь карет растягивалась до самой Москвы. Аллеи становились тесными, повсюду слышалась музыка. «Спектакли» для благородных чередовались с забавами для народа и потешными огнями.

В 1788 году Петр Борисович умирает и имение, и все богатства достаются его единственному сыну Николаю Петровичу Шереметеву, любителю искусства и филантропу.

Ему принадлежало 210 тысяч крепостных. По натуре избалованный и своенравный, он отличался странностями и вспыльчивостью.

Граф был гораздо богаче своего конкурента князя Н.Б. Юсупова, владельца Архангельского.

Н.П. Шереметев содержал одну из лучших частных театральных труп в России, которая состояла из его крепостных. В этом театре играла и его будущая жена П.И. Ковалева (Жемчугова).

При графе Николае Петровиче Кусково уходит на второй план, он строит новую резиденцию, графа перестала прельщать роль хлебосольного хозяина, устроителя пышных праздников с гуляньями и жареными быками. Тот же Карамзин пишет, что Кусково уныло и пусто. В 1812 году французы разграбили имение.

На протяжении последующего времени оно стало лишь символом былого великолепия и величия. Граф-театрал не дожил до разграбления Кускова, он умер в 1809 году. Кусково отошло его единственному сыну от крепостной актрисы Дмитрию Николаевичу Шереметеву.

Сын унаследовал противоречивый характер отца, его вспыльчивость, которая сочеталась с простотой матери и сочувствием. Подобно отцу он занимался благотворительностью и подкармливал нищих.

С прокладкой железной дороги и появлением станции Кусково, село становится в конце 19 века дачной местностью. Здесь в Кускове на одной из дач жил знамениты художник Левитан со своими учениками. Со временем Кусково потеряло свою природную свежесть, поблизости разместили керосиновый завод. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы. А с 1938 года объединена с музеем керамики, единственным в России.