Имение Кусково иногда называют русским Версалем.
Село Кусково упоминается как собственность Шереметевых уже в 1573 году. Богатый русский боярин стал выдвигаться при Иване Грозном за участие в ливонской войне.
Отстроив во времена Смуты церковь происхождения честного Креста Господня Шереметев превращает Кусково в загородную дачу.
Кусково как резиденция расцветает при графе Петре Борисовиче Шереметеве, который унаследовал имение от своего отца боярина Бориса Петровича Шереметева, известного в петровскую эпоху как видного военачальника и первого российского фельдмаршала.
Его же сын первым был удостоен графским титулом. В те времена граф Петр Борисович называл свои владения к востоку от Москвы «куском» так как владения были небольшими. Отсюда и происхождение названия Кусково.
Расцвет Кусково выпадает на времена Елизаветы и двадцать лет Екатерининского царствования. Соседние земли принадлежали князю Черкасскому, вот на его единственной дочери и наследнице несметного богатства и женился граф Петр Борисович, тем самым увеличив свои владения в несколько раз.
Он становится владельцем 150 тысяч душ крестьян и Кусково раскинулось на 230 га (для сравнения сегодня 32 га).
Граф Петр Борисович свою увеселительную резиденцию начинает с каменной домовой церкви Всемилостивого Спаса.
Церковь уже построена в европейском стиле.
Колокольня была добавлена позднее. Существует предание что боярин Борис Петрович, будущий фельдмаршал в составе Великого посольства побывал в Риме и от Папы получил золотой крест с частицей древа Животворящего креста. Этот крест унаследовал его сын уже граф Петр Борисович.
Церковь внутри была очень богато украшена, помимо золотого креста, который держали ангелы, по легенде ризы и воздухи были шиты самой императрицей Елизаветой Петровной, соседкой по имению.
Сейчас осталось из украшений только паникадило на 18 свечей с фигурами серафимов.
При Петре Борисовиче сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы. Сотни крепостных вырыли искусственный большой пруд, в котором разводили рыбу и использовали для катания на лодках. До наших времен сохранилась лучше всего центральная часть усадьбы с дворцом и прекрасным парком, скопированным с Версаля.
Войти в усадьбу можно по длинной аллее из лип, которая протянулась вдоль Большого пруда. Когда встречали гостей, яхта, которая плавала в пруду палила из шести пушек. Рядом плавала гондола с оркестром.
Дворец по замыслу графа должен был быть красивее всех усадеб других вельмож и не уступать царским резиденциям.
Летний загородный дом предназначался для приема гостей, празднеств и многотысячных гуляний, сам граф Петр Борисович в нем не жил.
Дом хозяина назывался «дом уединения» и был построен в глубине сада, он не сохранился.
Дворец был построен из дерева, отштукатурен и покрашен в нежно розовый цвет.
Кусковский дворец создавался в полном соответствии европейского искусства 18 века. Это своеобразный театр, который должен быть поражать своих зрителей: уникальные произведения искусства, обеды, балы, музыкальные вечера, игры.
На берегу пруда для гостей был выстроен голландский домик из красного кирпича.
Он был выстроен еще при Петре I, который увлекался Голландией. Он первым встречал гостей, до нас не дошли соседние постройки, но в прошлом весь ансамбль напоминал набережную Амстердама. Справа от домика находилась потешная ферма с голландскими коровами, были высажены цветники наподобие Голландии.
Для забавы гостей был также построен Грот в итальянском стиле. Именно в парках Италии в 16 веке впервые появились такие сооружения, а затем стали популярны по всей Европе. В Россию мода на павильоны приходит в 18 веке.
В настоящее время Грот – это единственный павильон в России, сохранивший свою внутреннюю отделку с 18 века. Внутри Грот изображал чертог морского царя, три зала внутри были предназначены для приема особых гостей, именно здесь обедала Екатерина II.
Здесь пили чай и любовались произведениями искусства. Многие картины, которые украшали стены были нарисованы крепостными Шереметева. Крепостной архитектор Федор Аргунов проектировал Грот, им же были спроектированы и оранжерея.
Оранжерея не была хозяйственной постройкой, только для выращивания экзотических цветов и фруктов, она служила помещением для банкетов и танцев. Два обширных крыла служили зимним садом. Лимоны, ананасы, апельсины созревали круглый год. Граф Шереметев среди зимы мог отправить императрице корзину свежих персиков.
Но это была внешняя сторона Кускова, нарядная и пышная для бар и вельмож.
А что известно о крепостных, на плечи которых ложилось устроение праздников. При роскошной усадьбе не было крестьянских дворов, при усадьбе жили только дворовые люди. Здесь среди садовников, истопников и конюхов сложился особый круг крепостной интеллигенции – слава и позор России.
В Кусково методично собирались редкие коллекции, которые имели ценность как произведения искусства и уже в конце 18 века Кусково было объявлено открытым для посещения публики.
Театр, искусный парк, скульптуры, аллеи, музыкальные вечера сделали Кусково в 18 веке самой популярной достопримечательностью Подмосковья.
У входа в имение стоял столб, на котором была вывеска, приглашавшая веселиться в доме и саду, как угодно. Карамзин вспоминал, что цепь карет растягивалась до самой Москвы. Аллеи становились тесными, повсюду слышалась музыка. «Спектакли» для благородных чередовались с забавами для народа и потешными огнями.
В 1788 году Петр Борисович умирает и имение, и все богатства достаются его единственному сыну Николаю Петровичу Шереметеву, любителю искусства и филантропу.
Ему принадлежало 210 тысяч крепостных. По натуре избалованный и своенравный, он отличался странностями и вспыльчивостью.
Граф был гораздо богаче своего конкурента князя Н.Б. Юсупова, владельца Архангельского.
Н.П. Шереметев содержал одну из лучших частных театральных труп в России, которая состояла из его крепостных. В этом театре играла и его будущая жена П.И. Ковалева (Жемчугова).
При графе Николае Петровиче Кусково уходит на второй план, он строит новую резиденцию, графа перестала прельщать роль хлебосольного хозяина, устроителя пышных праздников с гуляньями и жареными быками. Тот же Карамзин пишет, что Кусково уныло и пусто. В 1812 году французы разграбили имение.
На протяжении последующего времени оно стало лишь символом былого великолепия и величия. Граф-театрал не дожил до разграбления Кускова, он умер в 1809 году. Кусково отошло его единственному сыну от крепостной актрисы Дмитрию Николаевичу Шереметеву.
Сын унаследовал противоречивый характер отца, его вспыльчивость, которая сочеталась с простотой матери и сочувствием. Подобно отцу он занимался благотворительностью и подкармливал нищих.
С прокладкой железной дороги и появлением станции Кусково, село становится в конце 19 века дачной местностью. Здесь в Кускове на одной из дач жил знамениты художник Левитан со своими учениками. Со временем Кусково потеряло свою природную свежесть, поблизости разместили керосиновый завод. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы. А с 1938 года объединена с музеем керамики, единственным в России.