Найти тему
Интересная фантастика

Миры постапа. Обзор трех романов постапокалиптической фантастики

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодняшняя подборка посвящена постапу. Иными словами, постапокалиптической фантастике. Как известно, постапокалиптическая фантастика является разновидностью жанра антиутопии. В фантастической антиутопии рассматривается вариант будущего, в котором общество развивается в негативном ключе. Причинами антиутопического фантастического допущения могут быть какие-нибудь социальные факторы, природные факторы, воздействие инопланетян или представителей параллельных миров. В некоторых случаях, причиной регресса может выступать природная или антропогенная катастрофа, так называемый апокалипсис. Ну и фантастическое допущение мира после катастрофы, в котором происходят приключения тех или иных героев, получило название постапа (постапокалипсиса). Жанр этот стал достаточно популярным как в мировой фантастике, так и в фантастике русской. Представляю Вашему вниманию обзор трех романов, в направлении постап.

Питер Чарски «Байки пустошей» (2023)

Местом действия первого обозреваемого романа является Северная Америка, через несколько десятилетий после крушения старого мира. Все это произошло из-за пресловутого «ядрен-батона», к которому добавились эпидемии, социальные катаклизмы и прочие напасти. В общем, да здравствуют постъядерные пустоши, байкеры в духе Безумного Макса, племена новых дикарей, слоняющиеся по развалинам одиночки и все такое.

Такой мир предлагает читателям фантаст Питер Чарски. Кстати, несмотря на североамериканскую локацию постапокалиптического действа и «англофицированное» имя автора, сдается мне, что Питер Чарски - псевдоним нашего русскоязычного человека. Такой вывод можно сделать из некоторых оборотов обсценной лексики, изредка применяемой героями этих самых пустошей, и некоторых терминов, понимаемых только поклонниками русской фантастики (вроде «сталкер»). Возможно, что в данном случае постарался переводчик, адаптировав текст к более лучшему восприятию русскоязычным читателем. Но вряд ли. Скорее, допускаю, что дело не в переводе, а в авторе.

Картинка для заставки. Источник изображения: https://k-artina.ru/arts/postapokalipsis-krasivye-arty
Картинка для заставки. Источник изображения: https://k-artina.ru/arts/postapokalipsis-krasivye-arty

Итак, через несколько десятков лет после наступления «цугундера», самое большее, чего смогли достичь люди в деле возрождения цивилизации, это создать объединения нескольких общин в нечто похожее на государство. Бывший техасский врач Эванс стал лидером так называемой Техасской Директории, зародившейся в лагере беженцев Тристар. Тристар распространяет свое влияние на соседние посёлки и общины. На момент начала действия сюжета книги, под контролем Директории находятся около десятка поселков и до 5 – 10 тыс. человек. Кроме сбора ресурсов прежнего мира, граждане Директории пытаются возродить сельское хозяйство, какие-то ремесла и производства, что-то наподобие прежнего городского образа жизни. Появляются даже печатные деньги. Директория является одним из самых больших и успешных обществ в пределах Техаса, но не единственным. Правда, пока передовые отряды Директории не столкнулись с конкурентами. Идет процесс расширения контроля и медленного, но неуклонного выдавливания всяких банд, кланов и племен дикарей.

Мораль и нравы обитателей Директории можно сравнить с устоями каких-нибудь жителей Дикого Запада позапрошлого века. Еще мне вспомнился такой автор фантастики и фэнтези нулевых, как Андрей Дашков. Чем-то мир «Баек» сходен с его сюрреалистическими постапами. Правда, в «Байках пустоши» не столько абсурдизма и сюра, как у А. Дашкова. Тот временами перебарщивал с этим делом. Здесь, все в меру, но наличие атмосферы пустошей тоже чувствуется. Что-то есть и от Безумного Макса. В общем, постап – мир Чарски не безлик, имеет оригинальную закваску и стиль. Если вам не претят простоватые и грубоватые нравы обителей пустошей, их приключения и байки, то можно и ознакомиться.

Сюжет разбит на несколько линий, ведущихся от разных персонажей. Одиночка из пустошей Бекки пытается выжить в этом жестком мире любым способом. Командир разведывательного отряда Директории Жан Де Ла Венж расширяет владения и влияние Тристара. «Полковник» Генри Джонс руководит отрядом выживальщиков вдали от границ Техасской Директории. Садовник Майк Чапмен обдумывает первый альманах постапокалиптического Техаса под названием «Первый полный путеводитель по постъядерным пустошам». Ну а где-то там, вдалеке, маячат орды ползунов, сметая все на своем пути, а грозный хозяин пустошей Тедди наводит страх на одиноких выживальщиков. Впрочем, отделить реальность от буйной фантазии людей из пустошей, зачастую не умеющих читать и писать, занятие отнюдь непростое.

Николай Беляев «Змеиная осень» (2021)

Более реалистичный текст, без всяких там туманных мифов и баек одичавших обитателей пустошей представляет Николай Беляев в романе «Змеиная осень». Книга является второй в цикле автора «Серебряная осень», продолжением одноименной стартовой части серии. Несмотря на «реализм» повествования, здесь мы имеем дело с самыми, что ни на есть, фэнтезийными элементами сюжета, в антураже постапокалиптического мира. Все дело в том, что атомный армагеддон, случившийся в параллельном мире в первой половине восьмидесятых годов прошлого века, что-то там всколыхнул в основах мироздания. Открылись порталы из каких-то запредельных пространств, откуда в мир стали проникать магические, иномирные сущности. У многих людей, родившихся после катастрофы, стали проявляться колдовские способности. Выжившие смогли сохранить определённый уровень технической цивилизации и не скатиться в варварство. Больших городов больше нет, но малые городки и поселки городского типа развиваются как самостоятельные общины. Ну а еще, у них теперь есть маги и магические школы, готовившие защитников от разного рода нежити. Но не только нежить появляется из иномирных порталов. Также в постапокалиптический мир проваливаются выходцы из нашей реальности. Как, к примеру, главный герой цикла Сергей Волков. Волков адаптировался к местным реалиям и стал полноправным жителем одного из городков.

Если в первом романе серии Сергей столкнулся с нежитью, маскировавшейся под человека, то в продолжении ему придется познать суть сильных мира сего, которая проявляется даже в относительно малых человеческих обществах.

Роман легко читается. Автор интересно подает читателю не только динамичные приключения, остросюжетные ходы и сверхъестественные магические штуки, но и просто классно ведет повествование: какие-то детали образа главных и второстепенных персонажей, их быт, жизнь города и т.п. Более всего серия Н. Беляева похожа на корневский цикл «Приграничье». Но если «Серебряная осень» очень сильно напоминает упомянутую фантастику Павла Корнева, то «Змеиная осень» более самодостаточное произведение, сосредоточенное на оригинальном сеттинге. По крайней мере, мне так показалось.

Алексей Доронин «Черный день» (2009)

Наверное, фантастический роман А. Доронина «Черный день» можно считать классикой постапа и одной из самых реалистичных книг в этом направлении. По сюжету, герои романа вынуждены переживать самую что ни на есть ядерную зиму. Никаких сантиментов, иллюзий, романтики и т.п. автор своим читателям не предлагает. Благородные разбойники, романтика пустошей, разухабистые байкеры, похожие на артистов восьмидесятых с какого-нибудь рок-концерта: все это для какой-нибудь другой книги. Здесь, только упорное выживание без особой надежды и цели. Выживание в темноте, на холоде, в постоянном голоде и в страхе перед любым ближним своим.

Откровенно говоря, писать про книгу Доронина что-то еще – занятие лишнее. Это надо читать. В свое время, проглотил роман на одном дыхании, не обращая внимания на какие-то неточности и недочеты. Почему тогда упоминаю о них? Ну просто потому, что у понравившейся мне книги есть и критика. Кому-то некоторые моменты кажутся затянутыми или лишними. Кого-то просто не зацепила данная история.

Что касается сюжета, то повествование ведется от лица нескольких человек. Отставной офицер руководит группой людей, выживающих в стационарном бомбоубежище. Там же повезло оказаться и молодой девушке Маше. Их линии конечно интересны, но по-настоящему цепляет только история молодого парня Александра, оказавшегося на момент катастрофы за городом, в одиночестве, и сполна познавшего все прелести выживания.

Такова сегодняшняя подборка, а я продолжу искать для вас интересную фантастику всех стилей, жанров и направлений.

Все ссылки на новые статьи и посты канала дублируются в "телеге" Интересной фантастики" https://t.me/infantastika