Найти тему
Вдумчивый сибиряк

"День рассвета": Мечты Ирана о русских Су-35, похоже, стали реальностью

ФОТО: MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSI/GLOBALLOOKPRESS
ФОТО: MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSI/GLOBALLOOKPRESS

Москва и Тегеран договорились о передаче партии в 67 боевых машин. Иранские газеты пишут, что часть самолётов уже была доставлена в страну. В последний раз армия Ирана обновляла боевые самолёты 33 года назад.

В конце прошлой недели в аэропорту Мерхабад приземлился самолёт Ан-124 Минобороны России, знаменитый "Руслан". Оставив груз, он снова поднялся в воздух и вернулся в Россию. Хотя визит транспортника, тем более его груз, засекречен, появление такой громадины не могло не остаться незамеченным. Местные газеты уже прозвали появление Ан-124 "Днём рассвета", ведь высока вероятность, что на борту самолёта в страну прибыли первые истребители Су-35, о поставке которых ранее Тегеран договаривался с Москвой.

Как пишет издание Atlaskhabar, ранее Минобороны Ирана сообщало о договорённости поставить 67 русских боевых самолётов. Журналисты также напомнили, что ранее такой же Ан-124 привёз в Иран два учебных самолёта Як-130.

ФОТО: MOD RUSSIA/GLOBALLOOKPRESS
ФОТО: MOD RUSSIA/GLOBALLOOKPRESS

"Есть надежда, что в новую партию войдут более современные истребители, которые будут представлены в следующем десятилетии (или в процессе выполнения заказа)", – подчёркивает автор публикации.

Получение русских самолётов стало бы важным шагом в развитии ВВС Ирана, ведь в последний раз новая техника в их ряды поступала целых 33 года назад. Тогда страна получила машины, ранее служившие Ираку, которые лётчикам удалось спасти от уничтожения в ходе операции "Буря в пустыне". Благодаря им Тегеран получил в распоряжение 36 единиц МиГ-29, 10 единиц Су-25, 24 штуки Су-24, а также 10 самолётов Dassault Mirage F1. Основой же ВВС страны остаются построенные в 70-х F-14 Tomcat, да ещё более древние F-4 Phantom II и F-5 Tiger II.

С собственным самолётостроением у Ирана не задалось – все потуги скопировать методом обратного инжиниринга американский F-5 потерпели неудачу. И хотя на ниве производства БПЛА и ракетостроения стране всё-таки удалось добиться определённых успехов, без полноценной авиации армии пришлось бы тяжко. Просто купить же истребители Ирану мешали наложенные на страну санкции.

ФОТО: WOLFGANG KUMM/GLOBALLOOKPRESS
ФОТО: WOLFGANG KUMM/GLOBALLOOKPRESS

Всё поменялось в 2022 году, когда "ужасные санкции" наложили и на Россию. Москва с Тегераном заключили полунеформальную сделку, согласно которой Иран получил шанс забрать самолёты Су-35, построенные для Египта по договору 2018 года. Дело в том, что Каир, под давлением США, решил выйти из сделки – американцы пообещали поставить вместо них свои F-35. Горький урок для египтян был в том, что сделку по F-35 позднее заблокировал, оставив по итогу соседнюю страну и без русских, и без американских обновок.

Зато уже построенные 24 самолёта захотел купить Иран, а заодно заказал ещё 45 машин. Всего же в планах Ирана приобрести 120 самолётов – несколько полноценных эскадрилий, в комплекте к которым наверняка будет прилагаться и современное вооружение. Кроме того, ведутся переговоры о поставках вертолётов Ми-28МНЭ. А в будущем возможны и поставки Су-57, уже неплохо показавших себя в небе Сирии и страны "У".