Найти тему

О неочевидной причине трудностей со школьной программой или проблема пропущенных страниц

Обнаруживая серьёзный пробел в знаниях ученика (речь о ситуациях, когда тему предстоит объяснять с нуля), приходят на ум две возможные «стандартные» причины:

а) учитель в школе плохо объяснил или отсутствовал

б) ребёнок в школе ничего не делал или отсутствовал.

Однако, существует ещё одна, более методическая проблема – распределение материала программы по часам.

Разумеется, существуют методические рекомендации, поурочное планирование, которое учителя тщательно вносят в электронный журнал.. Вот только любой школьник подтвердит, что темы, указанные в журнале на сегодняшний урок алгебры не совпадают с реальностью.

Но почему это происходит тоже можно понять!

Все классы разные. Все дети разные. Мне кажется вполне логичным, что учитель берёт на себя ответственность за распределение материала в течение года таким образом, какой он считает оптимальным в конкретном случае.

Но страдают от таких перераспределений нагрузки те же дети, ради которых они происходят. Я сама отлично помню, как мы просто пролистывали страницы с темой, которой «не будет в экзамене в этом году» и продолжали усиленно штурмовать теорему Пифагора, чтобы довести решение типовых задач до автоматизма. Но проблема в формулировке «в этом году».

А так смотрят на задачи с параметром дети в 10-11 классе, потому что слышат о них впервые
А так смотрят на задачи с параметром дети в 10-11 классе, потому что слышат о них впервые

Теперь уже ко мне-репетитору приходит ребёнок, который ни разу за годы изучения математики не слышал о задачах с параметром (которые ему, о ужас, придётся решать на ЕГЭ). Между тем, встретить такие задачи можно и в учебниках 5-6 класса!

Итог: «облегчение» на одном этапе выливается в серьёзное усложнение на следующем.

Я не берусь предлагать глобальных решений этой проблемы, ведь как уже было сказано, каждая педагогическая ситуация уникальна. Но думаю, что обратить внимание на неё всё же стоит, потому что не пропуская некоторые темы, можно обеспечить детям важную базу для изучения дальнейшей программы.

А что вы думаете о таких пропусках тем? Как считаете, есть ли возможность что-то сделать на уровне системы образования?

Пишите, буду рада обсудить с вами!