Старая добрая сказка о Крошечке-Хаврошечке — сколько же она вызывает вопросов, неправда ли? Например, кого олицетворяет благородное животное, где оказывается героиня после попадания в ушко коровы, что за существа с несколькими глазами и, наконец, почему корова в принципе «рябая»? А ведь еще существуют явные сходства с индийским фольклором. На самом деле в эту сказку наши предки вкладывали нечто очень важное и сакральное, поэтому она настолько отпечаталась в подсознании. Давайте разберемся, каким образом Крошечка-Хаврошечка передает тысячелетнюю мудрость.
Сюжет сказки
По сюжету, девочка Хаврошечка, лишившись родителей, попала к жестоким людям, но несмотря на трудности, не жаловалась. Работая для трех дочерей хозяйки (Одноглазки, Двуглазки и Триглазки), она нашла поддержку в обществе рябой коровушки. Животное помогало ей, выполняя задания, пока мачеха не решила избавиться от нее. Перед смертью корова посоветовала Хаврошечке сохранить косточки яблок и поливать их водой.
Крошечка-Хаврошечка последовала совету любимой подруги и вырастила из косточек прекрасное плодоносное дерево. Однажды молодой человек обратил внимание на него и пообещал взять в жены ту, кто сорвет ему яблоко. У сестер не получилось исполнить пожелание, а Хаврошечка смогла и вышла замуж за доброго человека. Их брак был удачным, жила пара долго и счастливо.
Истинный смысл сказки
Не все знают, что это народная совсем не про Хаврошечку. Коровушка является центральным персонажем, олицетворяюя изобилие и святость. В славянской и ведической традициях она ассоциируется с небесной матерью, из молока которой зародилось все живое. При этом Млечный путь можно назвать молоком Небесной матери. Такие предания существуют в индуистской, джайнской и зороастрийской культурах.
По мнению этих народов, корова символизирует плодородие и жизнь. В Индии она считается священным животным, которое все любят, уважают и боготворят, поэтому и возник запрет на употребление мяса. Индусы уверены, что у каждого из нас было несколько матерей, включая корову, и Мать-Землю. Из-за чего гибель этого животного означает уход из жизни собственной матери.
Кроме того, существует интересный миф о возникновении бога Шивы из уха коровы, что переплетается с древними славянскими убеждениями. Согласно одной из легенд, бог-мудрец Велес родился от матери-коровы. В его имени можно услышать отголоски слова «вол».
Парадокс ушка коровушки
В Индии принято говорить свои тайные желания в ухо коровы. Индусы считают, что этот обычай отражает путь души. Коровушка в сказке представляет собой космос. Передача слов из одного уха в другое создает особое время, в котором могут происходить удивительные события, недоступные в нашей реальности.
Таким образом мы можем предположить, что в сказке идет речь о путешествиях между мирами через «кротовые норы» или врата междумирья. Хаврошечка использует их для входа в другое пространство, где совсем другое время. А путешествие через «коровье ушко» ведет к древней Прародине, где обитают добрые боги-хранители. Перейти в это измерение может лишь чистая и светлая душа, прямо как у Хаврошечки.
С другой стороны, сказка может отражать путешествие в лабиринтах человеческого разума, где индивида можно сравнить с воплощением микро- и макро-космосов. Светлая душа девочки хочет достичь контакта с Великой Матерью, поднимаясь на уровень, где проблемы не играют особой роли. В этом измерении время течет иначе, события происходят одномоментно. По возвращении в реальность у девочки уже есть представление о том, как все решить.
Девочка и ее дела
В сказке есть явный акцент на отличиях Хаврошечки от ее мачехи и сестер. Главная героиня активно и постоянно физически трудится, в то время как ее мачеха и сестры на это не способны. Ежедневное «ткать, белить, катать» символизирует сакральное знание сотворения мира и борьбы со тьмой и хаосом.
В различных культурах славянская богиня Макошь, греческие мойры и Великий Ткач из Индии плетут судьбу мира. Здесь можно увидеть аналогию с действиями ткачихи, которая создает готовое полотно из нитей. В реальности наши предки считали эти навыки сакральными, что и заложено в росписях прялок.
Этап «белить» в сказке обозначает светлый и позитивный характер будущего полотна. В отличие от греческих мойр, которые могли сплести и темные судьбы, девочка всегда «белит» свои полотна, принося в мир свет и добро, что связано с белым цветом в русской культуре.
«Катать» в сказке — логичное завершение процесса. В старину без утюгов, стирали белье и прокатывали между скалками для вытягивания и разглаживания. Даже не идеально постиранные вещи становились свежими и чистыми после прокатки. Кстати, так и возникло известное выражение «не мытьем — так катаньем».
Сестры
Мачеха и сестры в сказке по большей части ограничиваются слежкой за Хаврошечкой. Они предстают как стражи на пограничье миров, возможно, даже негативные сущности, что подчеркивается их расположением у ворот и странным поведением.
Одноглазость, одноногость, кривизна и асимметрия указывают на внеземные сущности, находящиеся лишь одной ногой в нашей реальности. Примерами являются Баба-яга, костяная нога, Лихо одноглазое, скандинавский бог Один и даже Леший. Одноглазка охраняет проходы между мирами, но Хаврошечка с легкостью проходит ее. Двуглазка имеет связь с человеческим миром и является стражем для реальности. А вот с Трехглазкой все сложнее. Несмотря на то, что Хаврошечка не видит, как она следит за ней третьим глазом. Он невидимый и сакральный, позволяет заглядывать за пределы нашего мира в другие измерениях.
Существует версия, что три сестры представляют прошлое, настоящее и будущее. В отличие от мачехи, они не в открытую вредят Хаврошечке, ограничиваясь наблюдением. Их нельзя характеризовать как хороших или злых персонажей. .
Мачеха
Мачеха символизирует чуждое пространство хаоса и неустроенности, где нет ни теплоты, ни ласки, ни справедливости. Возможно, что светлую душу Хаврошечки отправляют сюда, чтобы осветить этот мир и преобразить его. Цель хтонического мира — забрать светлую душу навсегда, лишив ее связи с божественным светом и мудростью.
Мачеха пытается заставить Хаврошечку вечно трудиться в тяжелых условиях, полностью изолировав ее от иных миров. Она проявляет злонамеренность, приказывая уничтожить коровушку, несмотря на потенциальную выгоду от помощи ей в работе. Однако главная цель мачехи — удержание героини в установленных границах, а не стремление к богатству.
Ведический финал
После гибели коровушки девочка придерживается ведическим традициям: образ жизни аскета, отказ от пищи и соблюдение строгого табу. Наконец, она практикует религиозные обряды, включая поливание косточек коровушки и посвящение ей своих мыслей, что аналогично молитвам и исполнению гимнов.
Светлая душа, соблюдая необходимые условия, получает Благодать в виде своего Древа Жизни, где пребывает часть души Праматери-коровушки. В новых измерениях она обретает счастье, оставив мир мачехи. Сестры, не соответствовавшие требованиям для получения Благодати, остаются без божественных яблочек.
Незаметные детали сказки
Чтобы понять, почему коровушка в сказке рябая, проведем аналогии с Курочкой-рябой. Рябость символизирует бескрайний космос или темную материю. Курочка представляет разумную часть Мокоши, созидающей и развивающей Вселенную. Аналогичное толкование может быть применено и к рябой коровушке. Известно, что сказку создали в Курской губернии, где, согласно разным гипотезам, происходили события легендарной ведической Махабхараты.
Теория подтверждается названиями местных рек, соответствующих тексту Махабхараты. А происхождение Курской магнитной аномалии может быть связано с радиоактивным следом на местности. Неудивительно, что древние знания, представленные в сказке, сохранилась в этих местах, которые тысячелетиями являлись центром мира, влияя на ход истории цивилизации.
Тайна имени героини
Не все знают, что Хаврошечка — искаженная форма греческого имени Феврония («добро», «благо»), которое часто превращалось в Хавронию, Хавроху, Ховру, Хиврю или Хаврошу. Правда, по какой причине девочку из нехристианской сказки решили называть Февронией — неизвестно, учитывая, ведь гораздо проще говорить Крошечка.
Не стоит забывать, что одно из имен Всевышнего Бога в Индии — Говинда, означающее покровитель коров. Поэтому имя Хаврония или Ховра скорее всего имеет связь с коровой и ассоциируется с защитой и благополучием этих животных. Можно рассматривать слог «хов» как «ра», обозначающий в русских словах свет, солнце и радость. С другой стороны, это священное имя обозначало божественный свет или Великую Мать. А Хаврошечка в сказке представляет собой будущую Коровушку, которая поначалу была маленькой и нуждающейся в наставлениях матушки.
Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!