Длительные проблемы со слоговой структурой (не 2-3 месяца, а полгода-год, а то и больше) практически всегда свидетельствуют о том, что речевая активность ребёнка будет снижена. Ему чрезвычайно трудно преодолеть те препятствия, которые создаёт некорректная организация прохождения нервных импульсов в речевой коре.
Если ребёнок долго не переходит к слитному произношению слов из 3-х открытых слогов, можно сразу закладывать в его активную лексику слова "помоги", "забыл(а)". Они совершенно точно понадобятся для поддержания речевой активности.
Такой ребёнок не сможет гибко соскальзывать с одной темы на другую, если вдруг не сможет произвольно вспомнить нужные слова для поддержания диалога с вами. Он просто замолчит или выдаст истеричную реакцию. Родителям крайне важно показать свою максимальную доброжелательность в такие моменты.
Реакцию мамы Димы на речевые затруднения сына можно считать эталонной.
Когда он забыл строчку стихотворения, мама выбрала идеальную фразу для его поддержки: "Я помню, ты говорил, всё равно его не брошу... "
Не "подумай", " ты знаешь", "напрягись". Мама отослала Диму к его собственным словам. То есть не просто подсказала, а поддержала самооценку мальчика, ведь это он рассказал маме эти стихи, поэтому она теперь в курсе, а он просто забыл.
Слово "забыл" уже второе для обращения за помощью в лексиконе Димы. Первое было "по-мо-ги", которое мы стали вводить в активный словарь ещё на этапе отработки слов из 3-х слогов, до фразовой речи. Его взяли, как более универсальное, чтобы Дима мог использовать слово в любых трудных ситуациях. Когда же пошло диалоговое общение, конкретно для обращения за речевой помощью взяли слово "забыл".
У ребёнка с проблемами в области речевой активности, нет смысла вызывать её с помощью лозунгов.
Речевую инициативу нужно формировать сразу по нескольким направлениям:
1. Артикуляторная работа для преодоления трудностей на физическом уровне. Это известный блок упражнений по вызыванию, а затем и по постановке звуков.
2. Работа над ритмом и темпом речи, чтобы преодолеть возможные запинки. Чаще всего её называют формированием слоговой структуры слова.
3. Наработка мощного лексического пласта, чтобы ребёнку было что вспоминать при подборе слов. Начинаем закреплять предметный словарь ещё на уровне произношения отдельных звуков, через жесты помогаем ребёнку запомнить первые глаголы и через первичные грамматические задания на окончания прилагательных закрепляем признаки цвета и величины.
4. Длительная и кропотливая работа по выстраиванию структуры фразы. Идём от внешнего линейного выстраивания схемы простой фразы к внутреннему системному вербальному планированию.
5. Формирование произвольного внимания к речи собеседника, чтобы понимать, когда вступать в диалог. Очень рано, на этапе введения частицы "Не", учим ребёнка замечать в речи окружающих неточности и ошибки.
6. И, наконец, на самом раннем этапе учим ребенка обращаться за помощью, используя речевые средства. Есть слова-сигналы для окружающих, которые помогают ребёнку самостоятельно поддерживать речевую инициативу. Владение этими "кодовыми" словами и фразами: помоги, забыл(а), не помню, напомни мне, позволяет ребёнку самому руководить диалогом и минимизировать свой стресс при внезапной потере нити беседы.
Когда произносительные проблемы будут решены, добавляем формулы вежливости:
- Помоги, пожалуйста.
- Напомни, пожалуйста.
- Тебе не трудно мне напомнить?
- Извини, я ошибся, поправь меня.
Постаралась донести главную мысль: речевую инициативу нельзя просто взять и включить, как тумблер. Её формирование - это процесс длительный и многоплановый.
Только такой комплексный подход позволяет снять остроту безынициативности ребёнка в речевом плане.
Всем успехов в развитии речи!